Страничка психолога

31.07.2024 Переход в среднюю школу: как подготовить себя и ребенка или «феномен пятого класса».

fenomen

Ваш ребенок недавно закончил четвертый класс? Мы искренне вас поздравляем!

При переходе в среднее звено никто не застрахован от ряда трудностей, которые пеадагоги называют «феномен пятого класса».

Переход в 5 класс несет большие перемены для детей: появляются новые учителя, предметы, сверстники, больше учебы и «допов», а также новое учебное пространство, он уже не сидит в одном классе, а возможно и перемещается по разным учебным корпусам.

Вполне естественно, что дети испытывают волнуются и переживают, и им требуется время для адаптации.

Адаптация простым языком – это умение индивида приспособиться к различным изменениям вокруг него.

Самым сложным этапом обучения считается переход из начальной школы в среднюю. Период адаптации может занять от нескольких месяцев до года. 

1)Ребенок начинает активно «дружить» и ходит в школу больше общаться, а не познавать новое. Задача родителей не указывать на нерадивость, но приглашать друзей ребенка в дом, разрешать вместе готовиться.

2)У разных педагогов разный стиль работы, поэтому помогите ребенку привыкнуть к новым людям.

3)Учёба «со скрипом»(Программа обучения с переходом в среднее звено школы усложняется. При появлении трудностей с каким-либо предметом может понадобиться помощь репетитора).

4)Физиологические изменения. Гормональная перестройка в возрасте 10-11 лет приводит к нарушению сна, расстройству внимания, снижению работоспособности. В связи с физиологическими изменениями в организме ребенок больше устает. Так как учебная нагрузка увеличивается, успеваемость падает.

5)Личные переживания. Сложности в адаптации могут возникнуть из-за проблем в семье, ссор с друзьями. Дети в возрасте 10-11 лет очень впечатлительны, поэтому даже незначительный конфликт приводит к стрессу. Обычно в таком случае достаточно переждать время, и ситуация наладится. Если ребенок очень переживает, может понадобиться психологическая поддержка специалиста.

6) Неуверенность в себе. Основная причина проблемы – это давление со стороны близких. Родители ждут от ребенка хороших оценок, а он боится не оправдать их ожиданий.

7) Отсутствие способностей. Кому-то из учащихся лучше дается математика, а кому-то гуманитарные науки. С появлением новых предметов в школьной программе появляется возможность проявить себя. Случается, что дети, которые в младшей школе не успевали по определенному предмету, в средней школе получают по нему отличные оценки.

 

Как помочь ребенку в адаптации при переходе из начальной школы в среднюю?

Чтобы сделать переход из младшей школы в среднюю школу более “бескровным и приятным” для себя, учителей и ребенка, необходимо заранее об этом позаботиться. Вот несколько советов о том, как легко пережить этот сложный период.

Подготовиться заранее. Если вы только готовитесь к переходу в среднюю школу, полезно заранее начать передавать ребенку больше ответственности за учебу, чтобы не было резкого перехода.

Предоставьте ребенку самостоятельно делать уроки, с которыми он хорошо справляется. Дайте ему веру в то, что он справится сам, но проговорите, что вы рядом, если понадобится помощь. Постепенно увеличивайте количество предметов, которые ребенок делает сам.

Составить вместе режим дня, в режиме дня должны быть «отдыхи» от занятий и «вознаграждения» (поиграть в приставку, самокат и т.д.)

Совместные выходы. Да, ваш ребенок уже большой и порой не нуждается в вас, но вы до сих пор можете: сходить в кафе «по – взрослому», чтобы поболтать (особенно для девочек), пригласить сына на рыбалку и на шашлыки, сходить на футбольный матч или на квиз. Несамостоятельность ребенка может быть следствием недостатка внимания от родителя. Поэтому важно делать что-то вместе помимо учебы: ходить в кино, на спорт, играть в игры, кататься на аттракционах. Главное правило этих встреч — не обсуждать учебу. Совсем.

Организовать пространство для дружбы. Организовывать досуг вне школы и помогать заводить знакомства. Договариваться с другими родителями на совместные вылазки. Предложить ребенку позвать лучшего друга домой или пригласить кучу детей на день рождения. Если в семье нет традиции ходить друг к другу в гости, ребенок может даже не додуматься об этом спросить.

Замечать успехи и сильные стороны. Это повышает самооценку подростка и успокаивает родителя.

«Помнишь, в прошлом году ты вообще не мог самостоятельно делать английский, а сейчас делаешь! Да, не всегда на 5, зато полностью сам»

  • «Да, по математике у тебя двойка, зато смотри, что с русским и историей! Давай подумаем, как я могу помочь тебе с математикой?»
  • «Как думаешь, какая сильная сторона помогает тебе объединять вокруг себя столько классных друзей? А пятерка по литературе как тебе досталась?»

Важно быть готовым к тому, что отличник перестанет быть отличником, — и все равно продолжать поддерживать.

Вспомнить о том, что вы не только родитель. Когда подросток отстраняется, родитель может столкнуться с «синдромом пустого гнезда». В этот момент важно вспомнить, какие у вас еще есть роли: жена, брат, дочь, друг, коллега, руководитель. Уделять внимание другим аспектам своей жизни, и не уходить с головой в родительство.

Материал подготовила педагог – психолог: Задорожная О.В.

Дополнительная информация