2 апреля – день распространения информации об аутизме
- Подробности
- Опубликовано 02.04.2021 10:24
Этот день учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году и с тех пор отмечается ежегодно. И центр «Огонёк» имеет самое непосредственное отношение к этой дате, ведь у нас регулярно проходят реабилитацию дети с аутизмом и РАС: команда педагогов, психологов, логопедов слаженно работает над их развитием и адаптацией.
И сегодня мы хотим рассказать о том, какие механизмы, особенности развития человека скрываются за словом "аутизм". Ведь несмотря на то, что этот диагноз давно и прочно вошёл в нашу действительность (во многом благодаря широко известному фильму «Человек дождя» и ряду других, менее растиражированных), представления о нём часто превратны и далеки от реальности: на самом деле родители ребёнка с аутизмом чаще имеют дело не с чудаковатым гением, способным за секунду правильно сосчитать рассыпавшиеся спички, а с, например, зачарованным робким принцем, испытывающим почти физическую боль от слишком громко звучащей песенки или от прикосновения к коже одежных шовчиков, либо – с маленькой капризной принцессой, ни минуты не остающейся без движения, бесконечно бегающей взад-вперёд, трясущей руками и ногами, разбрасывающей в разные стороны игрушки и песок на детской площадке.
И дети с РАС, приходящие на реабилитацию в наш «Огонёк» – именно такие принцы и принцессы. Иногда они кажутся жителями неведомых планет с совершенно другой силой притяжения, другими физическими законами, другой громкостью звуков и интенсивностью красок. И планета у каждого из них — своя собственная, а к нашей общей привыкнуть, приспособиться так тяжело!
Некоторым из этих детей будто бы недостаточно нашей земной гравитации: они вынуждены усиливать её для себя собственным телом — кружась, раскачиваясь, запрокидывая голову. Другим трудно почувствовать само тело: «где моя нога, где моя рука?» — безмолвно вопрошает ребёнок и так же безмолвно отвечает: топает, прыгает, бежит, машет и трясёт руками. А ещё на каких-то планетах, видимо, хорошим тоном считается использовать для познания не глаза и уши, а кончики пальцев — их обитатели легко могут быть заворожены текстурой ковра или воздушного шарика. Они интенсивно ощупывают самые разнообразные поверхности, рвут бумагу, ткань, часто прикасаются к одежде и коже других людей. И получается так, что все эти дети вынуждены прилагать усилия, специально «добирать» те ощущения, которые нами, коренными жителями планеты Земля, даже не осознаются, принимаются за нечто само собой разумеющееся.
А есть и другие мальчики и девочки: для них на нашей планете слишком громко, слишком ярко, слишком твёрдо. Они могут впасть в панику и убежать, могут разозлиться и ударить в ответ на обычные, казалось бы, стимулы: а всё потому, что приземление после прыжка с высоты дивана переживается как удар о каменную скалу, резкий поворот головы — как верчение в центрифуге, а шерстяная шапка — как терновый венец.
И всё же. Все мы — земляне. Законы восприятия себя самих и окружающего мира общие и для нас (так называемых «нейротипичных»), и для людей с РАС. Едва ли найдётся в мире человек без единой «странности» в ощущении определённых движений или положений тела, восприятии звуков или прикосновений. Подумайте, например: не испытываете ли вы дискомфорта, если случилось ехать в общественном транспорте спиной вперёд? Не морщитесь и не содрогаетесь ли всем телом, услышав скрип по стеклу? А может быть, несрезанный ярлычок на новой блузке доставляет вам такое страдание, что в течение всего дня оказывается невозможно сосредоточиться на рабочих задачах? Наверняка вы, взрослый человек со зрелой, устойчивой нервной системой, припомните пару-тройку подобных своих особенностей. А теперь закройте глаза и представьте: это ощущение дискомфорта – не отдельный и почти случайный эпизод, а постоянная и обязательная часть повседневной жизни... Если воображение сработало как положено, то вы на маленький шажок приблизились к загадочной и на первый взгляд странной реальности человека с аутизмом, смогли чуть-чуть понять того малыша, который иногда так громко кричит и так отчаянно размахивает руками в песочнице. Теперь вы с ним – на одной планете.