Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Информация для детей и их родителей

Как сохранить своё психологическое здоровье в борьбе со стрессом

Кратковременный стресс умеренной интенсивности может быть нам полезен, так как помогает быстро мобилизовать наши силы в борьбе с трудностями, а интенсивный и долговременный стресс может приводить к неблагоприятным последствиям для нашего психологического и физиологического здоровья.  Ниже, мы собрали для Вас наиболее эффективные практики и техники, которые помогут Вам справиться со стрессом.

стресс3

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

В стрессовой ситуации мы склонны сосредотачиваться на своём эмоциональном состоянии, забывая о том, что стресс становится нагрузкой не только для нашей психики, но и для организма.

Между тем своевременная помощь нашему телу позволяет не только снизить интенсивность физиологической реакции на стресс, но и значительно сгладить его эмоциональные проявления.

Первое, о чём нужно позаботиться при стрессе, это о притоке свежего воздуха. Откройте окно или выйдите на улицу.

Стакан воды, выпитый не спеша, останавливает почти все известные науке приступы. Выпитая вода запускает механизм самореабилитации организма.

Заедать стресс не стоит, но переживать его на голодный желудок, испытывая нехватку питательных веществ, не менее вредно.

При стрессе особенно полезны продукты, содержащие витамины группы B. (кисломолочные продукты, зелёные овощи, яичный желток, сыр, орехи, гречка, фасоль).

Избегайте веществ, мешающих вам успокоиться! Из-за стимуляторов вам будет трудно расслабиться и успокоиться. Например, кофеин возбуждает нервную систему и вызывает всплеск энергии.

Также не следует расслабляться с помощью алкоголя и никотина. В частности, никотин учащает сердцебиение и повышает давление, что в итоге не даёт успокоиться.

ТЕХНИКИ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

Тело реагирует на стресс посредством мышечного напряжения. Это напряжение, в свою очередь, усугубляет тревогу и стресс, и возникает порочный круг. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, необходимо сознательное расслабление мышц.

Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джейкобсону

Последовательность расслабления:

Руки. Сильно сожмите кулаки. Согните руки в локтях и сильно надавите локтем на любую поверхность. Лицо. Сильно зажмурьте глаза и поднимите брови. Сильно зажмурьтесь, нахмурьтесь и сморщите нос. Сильно сожмите челюсти и опустите уголки рта. Шея. Нагните голову как можно ниже вперёд, прижимая подбородок к шее. Грудь и диафрагма. Глубоко вдохните, задержите дыхание и сведите локти перед собой как можно плотнее. Спина и живот. Расправьте плечи и постарайтесь свести лопатки, прогнитесь в спине и напрягите мышцы пресса. Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра. Выпрямите ногу и сильно натяните носок на себя. Пальцы на ноге при этом должны быть максимально растопырены.

Техника: во время работы с каждой частью тела вы сначала сильно напрягаете её в течение 5 – 10 секунд, сосредотачиваясь на этом ощущении, а затем расслабляетесь в течение 15 – 20 секунд. Методика основана на простом физиологическом факте: после периода сильного напряжения любая мышца автоматически глубоко расслабляется.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Дыхание как ничто другое влияет на наше настроение, состояние ума и здоровье. Если мы будем более наблюдательными, то заметим, что в разных эмоциональных состояниях мы дышим совсем по-разному. В стрессе наше дыхание учащается, становится поверхностным и сбивается с ритма.

Когда же мы спокойны, наше дыхание медленное, глубокое и ритмичное. Для того чтобы успокоиться, достаточно взять дыхание под контроль и выполнить несложные техники, это даст организму сигнал, что ему нужно успокоиться. Так происходит благодаря высвобождению нейромедиаторов – химических веществ, ответственных за нервные реакции, в том числе и за успокоение.

Диафрагмальное дыхание (полное дыхание):

Начните с глубокого вдоха: вдохните в течение 5 секунд, надувая живот, и выдохните, тоже в течение 5 секунд. Плечи при этом не поднимаются. Продолжайте дышать диафрагмой, пока не почувствуете себя спокойнее. При диафрагменном дыхании лёгкие наполняются воздухом до конца. Это особенно полезно, если вам не хватает воздуха.

Дыхательная техника «4-7-8»

Удерживайте кончик языка прижатым к твёрдому небу сразу за зубами верхней челюсти. Полностью выдохните воздух через рот, закройте рот и вдохните через нос, считая до четырёх. Затем задержите дыхание, считая до семи. А после опять выдохните через рот, считая про себя до восьми. Это один цикл. Повторить его следует три раза.

Приложение-коммуникатор для мобильных платформ «АУТИЗМ:ОБЩЕНИЕ»

Коммуникация – важный элемент жизнедеятельности каждого человека, который обеспечивает качественное взаимодействие с окружающими, а так же помогает проявлять себя, свои желания.

Трудности в освоении коммуникативных навыков – ключевая особенность в развитии детей с РАС. Способность к коммуникации развивается медленно, неравномерно. Часто нежелательное поведение таких детей может быть спровоцировано невозможностью высказать просьбу, желание, объяснить, что беспокоит, болит и т.д. Для преодоления этих трудностей важно обучить ребенка способам АДК. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) ― это термин, который включает методы, используемые людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. Это и жесты, и карточки Pecs, и использование коммуникаторов.

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» выпустил уникальное бесплатное приложение-коммуникатор для мобильных платформ «Аутизм: Общение». Главная задача этого приложения – помочь в общении людям, которые не могут говорить сами. Приложение содержит:

  • Галерею карточек, содержащую более 150 качественных изображений, которые ребенок учится различать, именовать и соотносить с различными категориями (например, животные, овощи, фрукты, буквы, числа, формы, цвета и другие).
  • Коммуникатор, при помощи которого ребенок может как просто обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребенку озвучить собственные желания и дает возможность для повторения и речевой имитации.

Любой родитель или специалист сможет использовать для общения с неговорящим ребенком не только стандартный набор карточек, но и сможет добавлять свои. Такой функционал позволяет использовать приложение не только для неговорящих детей с аутизмом и другими нарушениями в развитии, но и для любых других людей, не имеющих возможности говорить.
Приложение бесплатное и доступно для скачивания на любые устройства под управлением Apple IOS и Android. Скачать приложение можно отсканировав qr-код:

QR

Учитель-дефектолог Титова Л.В.

 

Социальные истории

В рамках «Школы для родителей» мы продолжаем делиться полезными материалами, которые могут способствовать более успешной адаптации ребёнка с особенностями развития.
Социальные истории - метод, разработанный Кэрол Грей. Кэрол работала школьным учителем у детей с РАС, а идея «социальных историй» возникла, чтобы помочь своим ученикам подготовиться к целому ряду школьных ситуаций.

Что включает в себя этот метод?

Социальная история - это рассказ с реалистичными картинками, который призван помочь аутичному ребенку, подростку или взрослому лучше понять и /или ориентироваться в окружающем мире. Основная цель данной методики - социализация детей с РАС. Помимо передачи информации и обучения навыкам, такая форма работы помогает интегрировать полученную информацию, то есть «разложить по полочкам», структурировать.

Когда использовать?

  • социальная история может использоваться как предупреждающая методика, для избежания нежелательного поведения;
  • обучающая методика, когда мы способствуем формированию какого-либо навыка;
  • социальные истории могут использоваться как реактивная методика, то есть после того, как произошла какая-либо ситуация, чтобы помочь ребенку с интеграцией информации.

Как составить социальную историю?

  • Одна история - одна идея. Выбираем конкретное событие/ситуацию, которую будем описывать. Например, если поход ко врачу, то конкретно к стоматологу/педиатру/ и т.д
  • Соберите всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены. Выберите конкретного персонажа. Это может быть сам ребёнок,а может быть, например, любимый персонаж из мультика. Это бывает необходимо, когда, ребёнку стыдно или неприятно говорить о случившемся.
  • Составляйте описание простыми и доступными словами. Длина истории зависит от уровня понимания и усидчивости ребенка. Исключите нотации и укоры!
  • Включайте в историю конкретные детали, которые будут напоминать о событии . Это могут быть: цвет одежды, еда, запахи, звуки, игрушки, место или фотографии места и конкретных предметов.

Узнать подробнее о методе социальных историй вы можете в книге Кэрол Грей «СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом».

Перейдя по ссылке, вы можете прочесть ознакомительный фрагмент.

Примеры социальных историй в формате видео можно посмотреть по ссылке.

03-04-2023-soc103-04-2023-soc2

Учитель-дефектолог Титова Л.В.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА

Левое полушарие склонно к соревнованию. Правое полушарие, напротив, склонно к сотрудничеству. Оно обрабатывает информацию пространственно, целостно и зрительно. Это значит, что оно видит предмет с нескольких сторон одновременно, думает о целом и устанавливает связи – физические, эмоциональные, интуитивные. Думаю, что каждому человеку было бы интересно узнать, а какое полушарие доминирует у него. Для этого существуют специальные тесты, которые мы сейчас и попробуем провести.

В каждом тесте мы проверяем доминирующую ногу, руку, глаз, сторону тела. Каждое полушарие управляет противоположной стороной, поэтому, если в тесте доминирует правая рука, то в этом тесте считаем доминирующим левое полушарие, и наоборот. С глазами всё сложнее, поэтому в седьмом тесте, если первым среагировал правый глаз, отмечаем доминирование правого полушария.

Для левого полушария пишите букву «Л», для правого — «П», если в каком-то тесте они равнозначны — отметьте «0» (ноль).
• Переплетение пальцев. Переплетите пальцы, как на картинке. Какой из больших пальцев оказался сверху? Отметьте противоположное полушарие как доминирующее.
• Проба Розенбаха. Только 10% людям удаётся выполнить этот тест. Возьмите в руку карандаш, вытяните его перед глазами и прицельтесь на него. Закройте один глаз, потом другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее (относительно прицела обоими глазами)? Отметьте противоположное ему полушарие как доминирующее в этом тесте. Если смещается одинаково или не смещается, поставьте ноль.
• Поза Наполеона. Скрестите руки на груди. Какая рука ложится сверху на предплечье другой? Правая — ставьте «Л», левая — «П».
• Аплодисменты. Поаплодируйте так, чтобы одна рука была сверху. Какая? Отметьте противоположное полушарие.
• Положите ногу на ногу. Какая нога сверху? Важна первая реакция. Отметьте противоположное полушарие.
• Подмигните. Каким глазом? Если правым, отмечайте правое полушарие, если левым — левое.
• Поднимитесь и повращайтесь вокруг собственной оси. В какую сторону? Против часовой стрелки — левое, по часовой — правое.
• Теперь возьмите не разлинованный лист бумаги и ручку. Нарисуйте вертикальную линию, делящую лист на две части. Какая часть оказалась больше? Отметьте противоположное полушарие. Одинаковые — ставьте ноль.
• Треугольники и квадраты. Каждой рукой с каждой стороны листа нарисуйте по три треугольника и три квадрата. Какие из них лучше? Отметьте противоположное полушарие. Сделайте небольшую скидку для нетренированной руки.
• Штрихи. Тут тоже почему-то все испытывают трудности. Каждой рукой, не считая, нарисуйте по ряду вертикальных штрихов (на картинке есть пример). Потом считаете штрихи. Какой рукой нарисовали больше? Отмечаете противоположное полушарие. Если одинаково или примерно одинаково, отмечаете ноль.
• Привычной рукой нарисуйте окружность и завершите линию стрелкой. Если нарисовали против часовой стрелки, отмечаете «Л», по часовой — «П».

Считаем результат:

Из количества левополушарных реакций вычитаем количество правополушарных реакций, делим на 11 и переводим в проценты.
> 30% — полное доминирование левого полушария
10% — 30% — неполное доминирование левого полушария
-10%—+10% — неполное доминирование правого полушария
<-10% — полное доминирование правого полушария

Что значит тот или иной результат:
Предостережение. Всё, что будет написано дальше, взято из научной и научно-популярной литературы (источники перечислены в конце). Но мозг очень сложная штука, поэтому не надо воспринимать всё так однозначно, как это описано.

Если у вас неполное доминирование одного из полушарий, значит, вы можете действовать и как «левополушарный», и как «правополушарный» человек. Таких, кстати, большинство.
Дальше описаны принципы, по которым работает каждое из полушарий, они больше проявляются у людей, у которых проявляется полное доминирование одного из полушарий.

Для начала — цитата из исследования методом электрического шока, при котором у испытуемых «включённым» оставалось только одно полушарие (по медицинским показаниям):
У «левополушарного» человека страдают виды психической деятельности, связанные с образным мышлением: он не воспринимает интонационный состав речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас, усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления: наблюдается склонность к классификации. Отличается положительным эмоциональным тонусом.

«Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей, классификация нарушена, объясняется охотнее мимикой и жестами, хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции».
А теперь чуть подробнее о том, что говорится в цитате.

Речь
Левое полушарие вербально, в нём находится центр речи, поэтому левополушарные люди словоохотливы. Но при этом правое полушарие отвечает за эмоциональную окраску речи и интонации. В этом ключе интересно вспомнить вот что. Хозяева кошек или собак знают — если называть питомца плохим словом, но ласково, он будет думать, что вы его хвалите. А всё почему? Потому что речи нет, а интонации улавливает. Если то же самое сделать с человеком, он будет в некотором замешательстве.

Вербальность-невербальность полушарий неоднозначна. Левое полушарие активизируется при чтении научных текстов, а правое — художественных. Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры.

Музыка
Левое полушарие не воспринимает музыку, за неё отвечает правое.
Мозолистое тело (оно соединяет полушария) у музыкантов развито лучше, чем у людей, не связанных с музыкой. То есть, у музыкантов полушария работают более гармонично.

Распознавание лиц
Опознание обычных человеческих лиц — функция правого полушария. Если лицо искажено или как-то выделяется, левое опознаёт его быстрее правого.

Анализ и синтез
Для левого полушария характерна аналитическая деятельность, для правого — синтетическая. Поэтому «левое полушарие за деревьями не видит леса, а правое за лесом не видит деревьев». Поэтому левополушарные люди любят углубляться в детали, они скрупулёзны. Правополушарные люди сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали. Левополушарные сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом.

Память
Для правого полушария характерна память, связанная с эмоциями и личным опытом. Её можно представить как многомерную сеть. Если один компонент этой сети выпадает, это не рушит всю сеть.
Левое полушарие запоминает логические связи. Его память, как цепочки, в которых каждое звено связано с двумя другими: предыдущим и последующим. Выпадает одно звено — рушится вся цепочка.

Ещё из интересного
Иногда речевая функция левого полушария может проявляться неожиданным образом — например, стремлением к каллиграфии. Образцами каллиграфии испещрены все рукописи Ф. М. Достоевского, и, учитывая, что он страдал эпилепсией, избыточная активность левого полушария вполне возможна.

Источники.
1. Функциональная межполушарная асимметрия — Хрестоматия. Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. М: Научный мир, 2004. — 728 с., стр. 214.
2. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М: Научный мир, 2009. 836 с.; стр. 275.
3. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические механизмы мышления: Отражение мыслительной деятельности в импульсной активности нейронов. Л.: Наука, 1985. 272, с. 114.

23-03-2023-mozg1

Материал подготовила
учитель-логопед
Сорочинская Ю.М.

Упражнение-метафора «Поезд» для работы с негативными мыслями. Стратегии самопомощи.

Негативные мысли посещают абсолютно всех, но не все умеют правильно с ними взаимодействовать. Иногда негативные мысли приобретают постоянный характер, чем изрядно портят нам жизнь.

Мысли рождают наши эмоции и чувства. Какие чувства, по-вашему, рождают такие мысли: «Я полное ничтожество», «Я неудачник», «Жизнь не удалась», «Он/она красивее и успешнее меня»!

Такие мысли порождают чувства – грусти, печали, безнадежности, отчаяния и т.д.

Чувства в свою очередь предопределяют наше поведение. Какое поведение будет у человека, который чувствует: грусть, безнадежность, отчаяние?!

Правильно, он как минимум будет транслировать миру неуверенное поведение, через взгляд, мимику, речь, жесты и т.д.

В когнитивно-поведенческом подходе принято работать с негативными мыслями (автоматическими мыслями), через их оценку и последующее их переформулирование. Эта работа эффективна, но требует времени и присутствия грамотного специалиста.

Не у всех есть такая возможность, поэтому я хочу предложить вам методику, которая может применяться абсолютно самостоятельно.

Это упражнение-метафора по работе с негативными мыслями призвана совершить метакогнитивный сдвиг в вашем привычном способе мыслить. Вместо того чтобы изменять негативные мысли, мы усилим большую осознанность, что поспособствует сдвигу в сторону более объективной и безоценочной позиции (позиции взрослого).

Итак, начнём.

Упражнение-метафора «Поезд»

Представьте, образ поездов (мысли), проходящих через оживленную железнодорожную станцию (разум). Ваша задача наблюдать за поездами (мыслями) и не садиться ни в один из них, т.е. не анализировать мысли и не вовлекаться в решение проблем.

Однако, вы неизбежно окажетесь в поезде. Ваша задача осторожно выйти из него и вернуться на платформу железнодорожного вокзала без оценки и осуждения.

16-02-2023-poezd1

Практикуйте наблюдение за поездами (мыслями) с платформы вокзала, но если мысль увлечёт вас, и вы начнете её анализировать т.е. сядете в поезд, спокойно верните себя на платформу вокзала.

Такой подход поможет вам быть более осознанным, не позволяет негативным мыслям играть с вами в игры, увлекать вас и запутывать. Смотрите на свои убеждения и мысли со стороны, осознавайте, что это продукт вашей мозговой деятельности, а не суть вашей личности. Помните, что Вы главный на этой станции!

Психолог Эльвира Аманова.

Почему у ребёнка должны быть домашние обязанности

Порой привлечение ребёнка к какой-либо работе по дому превращается в стресс и для родителя, и для ребёнка - выяснение отношений «А почему я?», «Я убрался, не знаю, кто здесь напачкал», либо просто отказ от работы и капризы. После такого даже и не хочется просить ребёнка что-то делать, проще сделать всё самим. Но ведь это не правильно, ребёнок должен чувствовать свою ответственность за поддержание порядка в доме, в котором он живёт. Тем более, что помощь в домашних делах имеет множество серьёзных педагогических аспектов: во-первых, это важная составляющая социализации ребёнка. Он получает представления о различных сферах жизни, связанных с ведением домашнего хозяйства, а также о жизнедеятельности человека, своей семьи. Во-вторых, если у вашего ребёнка будут домашние обязанности, это будет воспитывать в нём дисциплину, научит помнить о своём деле, выполнять его и доводить начатое до конца. В-третьих, когда ребенок участвует в делах по дому, он начинает чувствовать свою ответственность, внимательность, становится трудолюбивее. Ну и, кончено же участие в общих семейных делах формирует чувство принадлежности к семье.

Освоение элементарных трудовых обязанностей может послужить развитием навыков, которые могут быть фундаментом для начала обучения. Через труд происходит развитие моторно-двигательной и зрительно-моторной сферы ребёнка, улучшается координация движений, закладываются правильные навыки мелкомоторных движений кистей и пальцев рук.

Приучать ребёнка к уборке можно уже с года. Это не будет в полной мере формирование трудовых навыков, это скорее игра, развитие моторики, внимания и т.д. Включать в работу по дому можно детей примерно с трёхлетнего возраста. В этом возрасте они стремятся к самостоятельности. Поэтому убранная за собой тарелка или вытертая пыль помогут ребёнку почувствовать себя взрослее, ответственнее. Ну, а по мере взросления можно усложнять задания. Конечно, нужно исходить из учёта возрастных и поведенческих особенностей и учитывать индивидуальные возможности вашего малыша.

На примере занятий по кулинарии в нашем центре мы можем сказать, что все детки без исключения с огромным желанием включаются в процесс приготовления пищи. А с каким восторгом они пробуют свои блюда!

Поэтому, дорогие родители, активнее вовлекайте детей в домашние дела, не отмахивайтесь от их помощи, аргументируя это тем, «что мне так быстрее». В будущем ваши детки окажут вам посильную помощь в ведении домашних дел, что будет для вас подмогой и радостью, ведь их успехи это и ваша заслуга.

Материал подготовила социальный педагог отделения реабилитации Л.М.Михайлова

Нейрогимнастика дома

Уважаемые родители!

В рамках «Школы для родителей» мы подготовили для вас очередное занятие.

Нейрогимнастика или гимнастика для мозга - методика, которая активно набирает обороты и все чаще внедряется специалистами в свою деятельность, и это неспроста! Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Ключевой принцип такой гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет своё задание.

Как понять, что ребёнку необходима такая гимнастика?

  • постоянная рассеянность;
  • невозможность сконцентрироваться на одном задании или объекте окружающей среды;
  • слабо развита моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
  • явные проблемы с ориентацией в окружающем мире;
  • уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
  • снижение способности к усвоению информации.

Как и в любом деле, «Гимнастику для мозга» необходимо выполнять регулярно. Достаточно 5-7 мин. в день.

Что дают эти упражнения?

Систематическое выполнение таких упражнений повышает общую работоспособность и продуктивность головного мозга.

Рекомендуем использовать подобные упражнения, например, для эффективного «включения» ребёнка в образовательную деятельность, либо как физкультминутку между сменой деятельности.

Нейрогимнастика руки

Нейрогимнастика карандаш

Нейрогимнастика рисунки

Учитель-дефектолог
Титова Л.В.