Использование метода социальных историй и визуальных подсказок при обучении детей правилам безопасного поведения

Наша жизнь сопровождается различными факторами, которые могут представлять угрозу физическому и психическому здоровью. Но если мы, взрослые, можем находить пути решения, то дети, в силу своих возрастных особенностей, не всегда способны обеспечить собственную безопасность. В связи с этим мы должны уделять должное внимание обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. На протяжении уже долгого времени в отделении реабилитации ведется работа по формированию у детей с ОВЗ культуры безопасности. И поэтому в данной статье мы бы хотели поделиться с вами своим опытом использования социальных историй и визуальных подсказок при обучении детей безопасному поведению.

Создателем методики «Социальные истории» является американский психолог Кэрол Грей, которая посвятила свою профессиональную жизнь помощи детям с расстройством аутистического спектра. Методика основана на длительных исследованиях и наблюдениях, и сегодня она признана мировым профессиональным сообществом в качестве эффективного подхода к социализации детей с ОВЗ, и востребована как специалистами, так и родителями.

В социальных историях достоверно описывается навык, достижение или понятие. То есть цель социальных историй – предоставить достоверную информацию в понятной и безопасной для ребёнка форме. Также можно использовать визуальные правила - они содержат информацию о том, что можно делать, а что – нельзя, какое поведение считается допустимым, а какое – неприемлемым.

В данной статье мы бы хотели уделить внимание обучению детей правилам безопасного поведения на улице и правилам безопасного общения с применением методики социальных историй и визуальных правил.

Обучать ребёнка правилам дорожного движения и нахождения на улице нужно постепенно: например, во время прогулки вы можете озвучивать встречающиеся дорожные знаки для пешеходов, разъяснять ребёнку их значение. Изученные правила движения лучше всего закреплять во время совместной игровой деятельности, это могут быть и подвижные игры, и настольные, такие как «Дорожные знаки», «Найди дорогу к дому», «Собери знак» и т. д. Не стоит забывать, что наиболее существенное влияние на формирование культуры безопасности у детей оказывает их близкое окружение. Именно наше поведение в транспорте и на дороге становится примером для подражания у детей.

При обучении детей правилам дорожного движения можно использовать самостоятельно созданные или уже готовые визуальные правила с различными социальными ситуациями. Данные правила точно передают смысл конкретной социальной ситуации и сформулированы таким образом, чтобы ребёнок смог их понять, запомнить и легко научился ими пользоваться. Работу с такими правилами стоит продолжать до тех пор, пока ребёнок самостоятельно и свободно сможет применять эти правила.

18-01-2022-sovet118-01-2022-sovet218-01-2022-sovet318-01-2022-sovet4

В ходе общения со сверстниками дети приобретают коммуникативный опыт, и наша задача – демонстрировать позитивную форму общения и решительно пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим людям, выявлять и устранять причины подобных проявлений. Также родителям нужно правильно реагировать на поведение других людей по отношению к своему ребёнку.

При обучении детей навыкам безопасного общения нужно закрепить с детьми следующие правила:

  1. Не разговаривать с незнакомыми людьми и не сообщать о себе никаких данных.
  2. Не соглашаться на любые предложения, поступающие от незнакомых людей.
  3. Не брать подарки и ни в коем случае не верить незнакомцам.
  4. Если ребёнок самостоятельно ходит на прогулку, то не нужно заходить в лифт или подъезд с незнакомыми.
  5. В случае возникновения опасных ситуаций нужно отойти в людное место, привлечь внимание окружающих криком.

Пример социальной истории «Как вести себя с незнакомцами»

18-01-2022-sovet5

При создании социальной истории мы должны отражать точную информацию, используя содержание, формат и интонацию повествования таким образом, чтобы описание ситуации было узнаваемым и понятным для ребёнка, а также физически, социально и эмоционально безопасным. Любая социальная история должна включать в себя название, вводную часть, основную часть и заключение. При написании введения нужно отчётливо и понятно излагать тему истории. Использование иллюстраций играют очень важную роль во многих социальных историях. Это могут быть реальные предметы, фотографии, видеоролики, рисунки, презентации либо другие средства визуальной поддержки.

18-01-2022-sovet718-01-2022-sovet618-01-2022-sovet818-01-2022-sovet9

Уважаемые родители, вы должны сами неукоснительно помнить и соблюдать правила безопасности, а уж затем требовать соблюдения этих правил от своего ребёнка.

18-01-2022-sovet10

Литература:

  1. Кэрол Грей «Социальные истории»
  2. Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», парциальная программа
  3. Макото Шибутани «100 историй о правилах общения и безопасного поведения для детей с аутизмом»
  4. Социальные истории, режим доступа https://www.pinterest.ru/

Материал подготовил социальный педагог отделения реабилитации Л.М.Михайлова

Дополнительная информация