Рисуем осень…
Вот и наступило самое красочное время года – осень! Природа вокруг нас надела яркий наряд – листья на деревьях и жёлтые, и ещё немного зелёные, и багряные… В лесу растут разные грибы, яркие ягоды – на ветвях деревьев. Прогулки, несмотря на сырую погоду, могут стать очень познавательными. А потом, когда вы вернётесь домой, можно вместе с ребенком восстановить в памяти яркие краски и запоминающиеся образы в совместных рисунках или поделках.
Как мы уже упоминали ранее, цель арт-терапии – это не идеально правильный рисунок или аккуратно выполненная аппликация, это способ самовыражения, рефлексии, перенос на бумагу эмоций, впечатлений. Поэтому, когда вы начнёте процесс творчества, вы должны мягко направить ребёнка, возможно, дать ему идею в виде небольшого штриха на бумаге, или какого-то элемента из цветной бумаги, а ваш ребёнок с большим желанием подхватить ваши начинания.
Мы подобрали для Вас несколько идей, которые Вы можете использовать для совместного творчества.
Отпечатки на бумаге - это могут быть не только листья, а также овощи, фрукты, камушки и т.д. Как правило, детям очень нравится такой вид рисования, ведь так необычно увидеть, что предмет, у которого совершенно другое назначение, может оставлять такие необычные отпечатки. Очень важно, когда в процессе творчества вы вносите ещё и элементы экспериментирования!
Также можно создавать рисунок с помощью отпечатков пальчиков ребёнка. Такой вид творчества способствует развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, тактильной чувствительности. Недаром В.А. Сухомлинский говорил, что: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».
Для создания удивительных поделок можно использовать листья разных размеров, форм и цветов. Ребёнок может сам, используя своё воображение, создать из листика какое–то животное, а может, человечка, или какой-то предмет.
Хотим заметить, что многие проблемы ребятишек возможно решать с помощью изо- и цветотерапии. Их также можно применять и как методы сенсорной интеграции. Ведь рисование способствует не только развитию мелкой моторики, но и речи и умственных способностей, интеллекта, развивается координация рук, ребенок учится ощущать окружающие предметы, их физические свойства. А цветотерапия стимулирует воображение и пробуждает внутреннюю способность работать с цветом на интуитивном уровне. Как известно, цвет оказывает огромное влияние на человека, независимо от того, обращаем мы на него внимание или нет.
Если вы будете использовать для рисования различные по фактуре поверхности и различные по свойствам и фактуре материалы, ваши дети получат тактильное и визуальное насыщение, расширят свои представления об окружающих предметах.
Также хотим обратить ваше внимание на интересные техники, с помощью которых занятие совместным творчеством будет интересным и необычным:
1. Техника «пуантилизм» (фр. Pointel) - писать точками. Все богатство палитры красок передается чистыми, несмешанными красками. Чтобы создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски. В качестве кисти можно использовать ватные палочки, пальчики, тыльную сторону любого пишущего предмета, палочку, и любой другой предмет, на который хватит фантазии.
Такая техника рисования улучшает и корректирует мозговую деятельность, и здесь также присутствует цветотерапия. А работа с цветом, несомненно, подарит вам и вашему ребёнку хорошее настроение и хорошие эмоции.
2. Техника «рисование пальчиком и ребром ладони» - это и пальчиковая гимнастика и хороший рефлекторный массаж. Про рисование пальчиками мы уже упоминали, а вот рисуя ребром ладони, получается своеобразный массаж, ведь на ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
При рисовании таким способом развивается не только мелкая моторика, гибкость пальцев и мышц рук, но и центры, отвечающие за движения и речь.
В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Ребёнок получает новые ощущения при макании пальчика или ребра ладони в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования. Ребенок проявляет фантазию и творчество. Он передает свои чувства и ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы.
3. Техника « Кляксография» - это рисование – игра, которая хорошо развивает детское мышление и воображение, творческие фантазии, индивидуальность. Средство выразительности такой техники - пятно. Это очень удобно, ведь можно совершенно не переживать, что случайная капля краски испортила рисунок. Такой вид рисования помогает развить глазомер, координацию, А ещё, это отличный способ весело и с пользой поэкспериментировать с красками и создавать необычные образы.
4. Техника « Монотипия» - в этой технике предполагается нанесение красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы (либо стекла или пластиковой доски для занятия творчеством) с последующим накладыванием бумажного листа. Оттиск, оставленный на бумаге, всегда бывает единственным, уникальным. При работе в такой технике развивается мелкая моторика, тактильное восприятие, пространственная ориентировка на листе бумаги, зрительное восприятие, глазомер, усидчивость, наблюдательность. А вашим детям поспособствует чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее; развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Уважаемые родители, надеемся, что вы воспользуетесь нашими советами, и проведёте время с вашими детьми весело и с пользой!
Материал подготовили: инструктор по труду Коновалова Л.А., социальный педагог Михайлова Л.М.