Линейный календарь

Время - это одновременно очень важный для нашего существования и очень сложный для понимания процесс.

Как часто Вам нужен календарь? И зачем? Отмечаете ли Вы в нём важные встречи и события? А может планируете отпуск на определённое число и день недели? Считаете ли, сколько времени до них осталось?

Однако матричный календарь, который мы с лёгкостью используем даже на смартфонах, - это пока очень сложная для понимания логическая форма для дошкольников. Для того, чтобы перейти с ряда на ряд, нужно уже владеть навыками чтения - перехода со строки на строку, нужно понимать и уметь строить систему координат - в какой точке пересечение дня недели и даты.

И мы нашли и уже успешно апробировали очень простую технически, но в то же время очень эффективную технологию авторов программы «ПРОдетей» - «Линейный календарь».

Она предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета, так как наглядно и доступно для детей демонстрирует длительность и протяжённость времени, его направление из прошлого через настоящее в будущее.

Предлагаем Вам использовать данную технологию и в домашних условиях.

Методика создания Линейного календаря очень простая:

1. Берём длинный лист бумаги (можно ватман или лист для , чтобы хватило написать строку достаточно крупными цифрами от 1 до 31.
2. В верху листа по центру пишем название месяца и год.
3. Далее рисуем таблицу 3 (5) на 31.
1 строка - символы будних и выходных дней (неделя)
2 строка - даты
3 строка - символы важных событий (праздники, дни рождения, поход в кино, экскурсия, поездка и т.п.)

Для детей постарше или если у вас несколько детей разного возраста можно добавить ещё 2 строки и тогда будет так:

1 строка - дни недели
2 строка - символы будних и выходных дней (неделя)
3 строка - даты
4 строка - погода или температура
5 строка - символы важных событий (праздники, дни рождения, поход в кино, экскурсия, поездка и т.п.)

Размещаем календарь на уровне доступности для ребёнка. И каждый день ребёнок самостоятельно обводит текущее число, если может, то называет его, день недели и месяц, если нет, то озвучивает взрослый.

Можете также обсудить, например, какое число и день недели был вчера, какой будет завтра, сколько дней осталось до какого-либо праздника или другого события и многое другое. Но всё в меру и в удовольствие ребёнка, это не занятие!

Ещё важные моменты:

  • Создаём календарь обязательно совместно с ребёнком/детьми, проговаривая и обсуждая все действия и учитывая их мнение.
  • Символы и цифры можно распечатывать готовые или рисовать самим. Главное выбрать символ для обозначения будних и выходных дней так, чтобы дети ассоциировали его с этими днями.

Например, мы предложили детям символы когда они приходят в «Огонёк» - ладошки, а на выходные - домики. Но дети решили иначе - для них ладошки оказались символом прощания, а домики - символом прихода в группу. И мы, уважая и поддерживая инициативу детей, допечатали домики.

  • Календарь создаётся по одному листу на каждый месяц. Листы с прошедшими месяцами не выбрасываются а размещаются последовательно в линию выше текущего, образуя целый год. И тогда ребёнок наглядно видит разницу между понятиями день-неделя-месяц-год.
  • Не нужно отмечать в календаре много событий, достаточно 2-3 очень ярких и приятных для ребёнка. Иначе детям будет трудно ориентироваться при наличии такого «зрительного шума».

Знаменательные события своей и общественной жизни дети используют в качестве маркеров, как для определения длительности времени, так и для его направленности. Например: «Это было после моего дня рождения».

Итак, «Линейный календарь» поможет:

  • Дать ребёнку элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
  • Научить ребёнка правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
  • Сформировать представления у ребёнка о последовательности дней недели, очередности месяцев, времён года.
  • Сформировать у ребёнка понимание и правильное употребление слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее и др.
  • Развитию у ребёнка навыков счета, математических и логических представлений.
  • Развитию у ребёнка коммуникативных навыков.
  • Расширению у ребёнка представлений об окружающем мире.

Если Вы воспользуетесь нашими рекомендациями и сделаете свой Линейный календарь, обязательно поделитесь Вашими фотографиями в комментариях! А мы пока делимся своими.

11-02-2021-Kalendar111-02-2021-Kalendar211-02-2021-Kalendar311-02-2021-Kalendar411-02-2021-Kalendar5

Дополнительная информация