Метод песочной терапии в работе с детьми с РАС
Песочная терапия является распространённым методом работы с детьми с ОВЗ, так как способствует развитию всех высших психических функций.
Совсем недавно песочная терапия стала рассматриваться как метод сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра, так как позволяет преодолевать барьеры сенсорной дезинтеграции выраженной в нарушениях работы сенсорных систем. Песочная терапия как метод сенсорной интеграции даёт ребёнку возможность научиться «правильно» распознавать стимулы через органы чувств и адекватно на них реагировать.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, мы отталкиваемся от актуальных потребностей детей и подкрепляем конструктивные формы поведения, используя различные комбинации игр и упражнений в световой песочнице, в частности:
- Пересыпание песка в разные емкости (с различной высоты и скоростью).
- Рисование кисточкой/пальцем на песке. Использование трафаретов.
- Рисование без подсветки/с подсветкой.
- Использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры, звуковые игрушки).
- Игры с фигурками животных/людей. Проигрывание диалогов. Включение элементов сказкотерапии.
- Добавление музыкального сопровождения к рисованию на песке.
- Оставление отпечатков рук (Упр. «Отпечатки»).
- Поиск в песке заранее спрятанных камешков, букв, мелких игрушек (Упр. «Сокровища пиратов»).
По итогам коррекционной работы мы получаем следующие результаты: установление эмоционального контакта, обогащение сенсорного опыта, интегрирование ощущений различных модальностей, развитие проприоцептивных ощущений, развитие зрительно-моторной координации, развитие навыков коммуникации, развитие мелкой моторики, уменьшение эпизодов неконструктивного поведения, стабилизация эмоционального фона и др.