В настоящее время дети проводят катастрофически мало времени на улице, а если и выходят гулять, то каждый занимается своими делами: качается на качелях, катается на карусели или играет в телефон. А вспомните ваше беззаботное детство - в какие только игры дети не играли вместе на улице – это и «Лапта», и «Прятки», и «Казаки-разбойники»... И ещё масса игр, о которых в памяти остались приятные воспоминания.
Это была особая, детская субкультура, в которой знания об играх передавались друг другу, а одни и те же игры, в зависимости от регионов или городов проживания, имели свои правила.
К сожалению, в наше время происходит угасание этой субкультуры, и передача игрового опыта практически прервана. А ведь эти игры – не только интересное времяпрепровождение, но и замечательный способ развития навыков командного взаимодействия, а также проявления лидерских качеств и самоорганизации ребёнка.
Кроме того, каждая из игр способствует развитию внимания, скорости реакции, памяти, мышления, речи – недаром практически весь репертуар дворовых игр взят на вооружение нейропсихологами и используется в коррекционной работе наряду с традиционными упражнениями, выполняемыми за столом. Так, например, самые банальные, известные каждому «Классики», позволяют не только тренировать последовательное выполнение заданной моторной программы (причём, в быстром темпе), но и в некоторых случаях способны (вы удивитесь!) исподволь скорректировать трудности в школьном обучении через интегрирующее воздействие на проприоцептивную и вестибулярную системы, слаженная работа которых обеспечивает любую сложную (в том числе учебную) деятельность. Либо вспомните «Море волнуется раз...»: эта простая игра незаменима для детей с дефицитом и сложностями переключения внимания, а также для гиперактивных, неусидчивых ребят.
Мы хотим представить вашему вниманию несколько игр. Познакомьте ваших детей с правилами, поиграйте вместе с ними несколько раз, и пусть они проводят время со своими друзьями весело и полезно!
1. Игра «Слово назови» - для игры понадобится мяч.
Ход игры: для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Слово", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает. Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать, сколько до водящего шагов. Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий.
Обычно говорят, к какой категории принадлежит придуманное слово, и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово «стул». Он говорит, что это предмет из мебели, он начинается на букву С и заканчивается буквой Л.
Правила
1. Дети стоят перед водящим
2. Дети начинают отгадывать слово по очереди
3. Водящий убегает в пределах игровой площадки
4. Дети, которые не отгадали слово, отходят в сторону
5. Если мяч попадает в кольцо, то игрок становится водящим и игра продолжается.
Данная игра формирует ловкость, быстроту реакции, глазомер.
2. Игра «Цветные салки» - понадобится мел.
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий. На земле чертится большой круг. Водящий отходит на расстояние примерно 2 метра от круга и отворачивается спиной к остальным участникам, которые стоят в круге. Не поворачиваясь, водящий называет один цвет и разворачивается. Если у детей в кругу есть такой цвет в одежде, то они стоят на месте, остальные выбегают из круга, водящий пытается их догнать и осалить. Осаленные участники возвращаются в круг. Когда все участники будут пойманы, игра повторяется с новым водящим.
Правила
1. Водящий стоит спиной к участникам, находящимся в круге, и называет цвет одежды.
2. Дети, у которых есть названный цвет, остаются на месте, остальные убегают от водящего, который пытается их осалить.
Игра развивает быстроту реакции, воображение, ловкость, наблюдательность, внимательность.
3. Игра «Пройди по петелькам» - понадобится длинная скакалка.
Ход игры: в игре может принимать участие неограниченное количество человек. Один из игроков (водящий) берет скакалку за обе ручки, держа ее между собой, и, перекрещивая руки, поднимая и опуская их, заставляет скакалку запутываться. Второй игрок наблюдает за манипуляциями первого, готовясь крикнуть: «Скакалка, стоп!». В этот момент первый игрок (водящий) должен уронить скакалку и отойти. Как правило, в этом случае скакалка ложится на пол (землю), образуя несколько петель, причем некоторые из них могут быть маленькими. Задача второго игрока - пройти по скакалке, ставя ногу внутрь каждой петли и при этом саму скакалку не задевая. Если ему это удается, он становится ведущим и крутит скакалку для следующего игрока, выбранного им из числа желающих поиграть.
Правила
1.По считалке или по желанию детей выбирается водящий.
2. Водящий раскручивает скакалку над головой и бросает её на землю (пол) только после команды "Скакалка, стоп!"
3. Игрок должен пройти по скакалке (на носочках, на пятках), ставя ногу в каждую образовавшуюся петлю, не задевая саму скакалку.
4. Тот игрок, который смог с первого раза пройти правильно по скакалке, становится водящим. Если не удалось пройти по скакалке правильно, то игрок либо выбывает из игры, либо ему даётся вторая попытка.
Игра развивает ловкость и четкость движений. А также способствует выработке физического равновесия и гибкости.
4. Игры «Зеваки» - для игры нужен мяч.
Ход игры: дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения с мячом.
Правила
1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.
2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.
Игра развивает внимание и координацию.
Материал подготовили: педагог-психолог Беспалова Н.А., социальный педагог Михайлова Л.М.