Социальные истории

В рамках «Школы для родителей» мы продолжаем делиться полезными материалами, которые могут способствовать более успешной адаптации ребёнка с особенностями развития.
Социальные истории - метод, разработанный Кэрол Грей. Кэрол работала школьным учителем у детей с РАС, а идея «социальных историй» возникла, чтобы помочь своим ученикам подготовиться к целому ряду школьных ситуаций.

Что включает в себя этот метод?

Социальная история - это рассказ с реалистичными картинками, который призван помочь аутичному ребенку, подростку или взрослому лучше понять и /или ориентироваться в окружающем мире. Основная цель данной методики - социализация детей с РАС. Помимо передачи информации и обучения навыкам, такая форма работы помогает интегрировать полученную информацию, то есть «разложить по полочкам», структурировать.

Когда использовать?

  • социальная история может использоваться как предупреждающая методика, для избежания нежелательного поведения;
  • обучающая методика, когда мы способствуем формированию какого-либо навыка;
  • социальные истории могут использоваться как реактивная методика, то есть после того, как произошла какая-либо ситуация, чтобы помочь ребенку с интеграцией информации.

Как составить социальную историю?

  • Одна история - одна идея. Выбираем конкретное событие/ситуацию, которую будем описывать. Например, если поход ко врачу, то конкретно к стоматологу/педиатру/ и т.д
  • Соберите всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены. Выберите конкретного персонажа. Это может быть сам ребёнок,а может быть, например, любимый персонаж из мультика. Это бывает необходимо, когда, ребёнку стыдно или неприятно говорить о случившемся.
  • Составляйте описание простыми и доступными словами. Длина истории зависит от уровня понимания и усидчивости ребенка. Исключите нотации и укоры!
  • Включайте в историю конкретные детали, которые будут напоминать о событии . Это могут быть: цвет одежды, еда, запахи, звуки, игрушки, место или фотографии места и конкретных предметов.

Узнать подробнее о методе социальных историй вы можете в книге Кэрол Грей «СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом».

Перейдя по ссылке, вы можете прочесть ознакомительный фрагмент.

Примеры социальных историй в формате видео можно посмотреть по ссылке.

03-04-2023-soc103-04-2023-soc2

Учитель-дефектолог Титова Л.В.

Additional information