Советы по развитию социальных навыков через игровые ситуации
У ребёнка, как и у любого взрослого человека, существуют свои задачи развития, в реализации которых он нуждается: общение, игра, творчество и т.д. Но зачастую родители, в силу определённых обстоятельств, не доверяют ребёнку самостоятельно реализовать себя. Нам всем знакомы такие ситуации, что, например, когда мы готовим или убираемся в квартире, и тем более, когда нам нужно сделать это как можно скорее, при предложении ребёнка нам помочь мы отвечаем отказом. Или, когда утром в детском саду мы сами переодеваем ребёнка, потому что нужно срочно бежать на работу или по делам. Таким образом, мы лишаем своих детей инициативности и самостоятельности. В будущем это может привести к полной жизненной зависимости от родителей. Поэтому формирование необходимых жизненных компетенций у детей не менее важная задача, чем, например, обучение грамоте. Ведь в процессе освоения новых навыков дети получают опыт, необходимый для самостоятельной и независимой жизни. Они приобретают уверенность в себе, повышая мотивацию проявлять себя в социальной деятельности. Дать своим детям необходимые практические знания о том, как реагировать на разные ситуации, как себя вести можно в совестной игровой деятельности.
В данной статье мы подготовили для вас примеры некоторых игр. Надеемся, что вы воспользуетесь нашими советами и организуете игры для вашего ребёнка по тем ситуациям, в которых этот опыт ему будет незаменим.
Игра «Мои чувства» - в этой игре мы знакомим ребёнка с основными эмоциями, даём наглядное и ощутимое понимание чувствам через понятия «приятно» или «не приятно». Здесь мы обсуждаем различные ситуации, в которых мы можем проявить радость, удивление, грусть или злость. Лучше всего, если это будут примеры из жизни вашего ребёнка. Для наглядности можно использовать готовые пиктограммы, либо самостоятельно изобразить их на листе бумаги.
Игра «Приятно – не приятно» поможет ребёнку понять, как правильно действовать, когда случаются неприятные и приятные ситуации. Опять же, для наглядности можно использовать карточки «Мне не приятно», «Мне приятно».
Мне не приятно
Мне приятно
Здесь можно проиграть ситуации, которые вызывают неприятные ощущения у ребёнка (например, неприятный запах, громкие раздражающие звуки), и правильные реакции на эти ситуации: сначала нужно успокоиться, дать понять, что данная ситуация вызывает чувство дискомфорта, решить эту ситуацию (убрать источник неприятно запаха, закрыть окно, чтобы не доносился звук и т.д.).
Игра «Как понять взрослых» - в данной игре мы можем разобрать правила послушания, мотивировать слушаться взрослых через убедительные наглядные доказательства.
«Интересное занятие» и «Не интересное занятие» - в данной игровой ситуации мы совместно с ребёнком анализируем, что со взрослыми можно интересно проводить время, например, играть в прятки (играете в прятки) или выдувать мыльные пузыри или предлагаете то занятие, которое нравится вашему ребёнку; а есть не интересные занятия, но которые нужно делать: например, чистить зубы или умываться (проигрываем эти действия) или убирать игрушки (собираем игрушки).
Игра «можно и нельзя» - нацелена на оценку действий детьми.
Здесь вы можете разобрать следующие ситуации:
Проигрывая со своим ребёнком различные жизненные ситуации, вы дадите ему необходимый опыт о навыках социального взаимодействия, познакомите с социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, а самое главное – создадите основу для проявления самостоятельности в будущем.
Материал подготовили: педагог-психолог Ковалева М.В., социальный педагог Михайлова Л.М.