Логоритмические игры и упражнения дома

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкального, ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи ребенка. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.

Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы, ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп!
Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуем» на ладошки.)

«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топаем ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягиваем руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качаем головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топаем ногами).

«Шарик»
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигаем их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой (медленно разводим руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (дуем на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собираем пальцы в щепотку).

«Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)
Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,
И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.)
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест)
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки ...)

«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая! Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно),
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идем на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной),
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседаем),
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаемся, грозя пальчиком),
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед).

Играйте с удовольствием!!!

Материал подготовила
учитель-логопед, Сорочинская Ю.М.

Additional information