«Развиваем пальчики дома, вместе с мамой» Занятие №2 "Играем с пальчиками"
Занятие 2
Игры с пальчиками.
Для игры с пальчиками используются простые приспособления или подручные материалы. Автор представляет страницы из многофункциональной книги (Лэпбук) для развития мелкой моторики, выполненной своими руками. Каждую страницу этого пособия можно использовать для 3-4 игр для улучшения нажима, захвата, подвижности пальчиков рук, координации действий рук и глаз, ориентирования на листе бумаги (верх - низ, справа - слева, центр или середина листа). Дополнительно применяются подручные материалы – пробочки, прищепки, ленточки, резиночки, шнурочки, вязальные нитки, капсулы от киндер-сюрпризов, мелкие предметы, шарики, кубики и так далее.
Игры с пальчиками нужно проводить с детьми очень эмоционально, увлекательно, для того, чтобы они способствовали развитию речи, творческой деятельности.
В ходе игры дети будут повторять движения взрослых, что активизирует их ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Многие игры требуют участия обеих рук, что помогает детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Для игры с пальчиками применяем разнообразный реквизит: подручные материалы – пробочки, прищепки, ленточки, резиночки, шнурочки, вязальные нитки, капсулы от киндер-сюрпризов, мелкие предметы, шарики, кубики и так далее. Родители могут изготовить простые приспособления для игры с пальчиками сами.
Во время игры с пальчиками можно инсценировать какие-либо рифмованные истории, сказки, стихи при помощи рук.
Упражнение №1:
Ребенок вставляет указательный и средний пальчики одной руки в пластмассовые крышечки от бутылочек и «шагает» ими, не отрывая крышки от поверхности стола, читая стихотворение:
«Мама в магазин ходила,
там конфеты мне купила.
Съем конфету поскорей.
И скажу «спасибо» ей».
Упражнение №2:
Для этого упражнения необходимо сделать приспособление из плотной ткани и пуговиц. Пришить 12 пуговиц в виде извилистой дорожки-тропинки, а по обеим сторонам пришить пуговки-ягодки красного цвета. Ребенок делает «человечка» из среднего и указательного пальчиков, зажимая остальные пальчики в кулак, поворачивает их вниз и передвигает их поочередно по пуговкам – «шагает».
На каждый ударный слог стихотворения наступает на следующую пуговку:
«Рядом с кустами черники,
Клюквы и голубики
Мы по тропинке идем,
Ягодки все соберем!»
Упражнение №3:
Для этого упражнения потребуется сделать круг из картона или из плотной ткани (кстати, это можно сделать вместе с ребенком - ребенок может помочь обвести крышку или блюдечко карандашом, помочь вырезать). Еще понадобятся обыкновенные прищепки для белья.
На каждое слово стихотворения ребенок закрепляет прищепку по краю круга так, чтобы получился цветок.
Упражнение выполняется попеременно, то одной, то другой рукой.
«Солнце улыбается,
Цветочек распускается.
Я его сорву, маме подарю».
Упражнение №4:
Понадобится ровная палочка или карандаш, к верхушке которого прикреплены разноцветные ленточки.
Ребенок вращает карандаш с ленточками между ладонями со словами:
«Карусель-карусель,
Прокати нас поскорей,
Будем мы кружиться,
вместе веселиться».
Упражнение-игра с красками: «Божья коровка»
Понадобятся: прищепки; изображение цветка(можно вырезать из ткани или из обложки альбома, журнала); божьи коровки, нарисованные с ребенком и вырезанные из бумаги заранее; скотч; красная и черная гуашь; кисточка или поролон для нанесения краски на ладошку; бумага белая формат А4; 1-2 ватные палочки; стаканчик с водой, влажная салфетка.
• Сначала рассмотрим с ребенком божью коровку, поговорим о том, из каких частей она состоит: голова, тельце, 6 ножек. Какого цвета? Можно еще поговорить о весне, о том, что просыпаются насекомые....
• Затем, совместно с ребенком прикрепляем бумажных божьих коровок с помощью скотча на прищепки.
• Ребенок «сажает» божьих коровок на «цветок» рассказывая стихотворение:
«Божьи коровки ко мне прилетели
И отдохнуть на цветочек присели.
Вы посидите, вы отдохните
И к своим деткам обратно летите».
• Игра с красками: «Божья коровка»
Ребенок сжимает кулачок одной руки.
Взрослый помогает закрасить красной краской снизу сгиб мизинчика ребенка и поставить оттиск на лист бумаги; затем проделывается то же с другой рукой. Оттиск делается «навстречу» первому очень близко так, чтобы получилось как бы «тельце » божьей коровки.
Кулачки протираем салфеткой.
• Дорисовываем божьей коровке голову с усиками и лапки. Это можно сделать кисточкой или указательным пальчиком, закрасив его черной краской.