«Поиграй со мной…». Коротко о важном.
«игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Сухомлинский.В.А.
Дорогие родители, спешу сегодня к вам с вопросом:
Как часто вы слышите от своего ребёнка просьбу поиграть с ним? И что обычно вы на этот предложение отвечаете? - «Давай чуть позже, я занята сейчас»; - « Я сейчас готовлю ужин, давай позже»; - «Я сегодня взял на дом работу, поэтому не могу, давай завтра» и т.д. А ещё, частенько, за отказом стоит и то, что родители сами не умеют играть (по опыту своей семейной системы), и от этого чувствуют себя неловко.
Игра — это контакт, который требует сил. Это не механическое действие, а эмоциональное включение, выстраивание отношений. Чтобы играть, нужен ресурс. Когда он есть, игра с ребенком перестает раздражать. А для кого-то игра становится ресурсом. Однозначно формальный подход тут не подходит (одной рукой играем с ребёнком, другой смотрим в телефоне новостную ленту).
В любом возрасте (учитываем возрастные особенности) игра является для ребенка одним из основных способов познания мира, универсальный инструмент в развитии ребёнка, а совместно с родителями она становится более эффективной.
Почему важно:
- Совместные игры с родителями помогают установить эмоциональный контакт, доверительные отношения. Проводя совместную деятельность/игру с ребёнком, вы ему показываете, что он значимый, важный член семьи.
- Игра помогает правильно строить общение, а особенно- решать конфликтные ситуации. Cформировать важные социальные навыки и легче адаптироваться к обществу (выражая своё мнение, распределяя роли, устанавливая контакт).
- Игра - это всегда приятная, весёлая деятельность, поэтому проводя совместные игры, вы поможете своему ребёнку снять стресс после трудного школьного дня или детского сада.
- Изучение своего чада так же познаётся в совместной игре, его таланты, способности, предпочтения. Которые в дальнейшем мы можем подхватить и помочь развить ему нужные навыки.
- Легче играть, когда настраиваешься заранее (спланируйте время), когда игра не сбивает внутренний ваш ритм, планы. Делать это лучше регулярно, вырабатывая привычку.
- Есть разные варианты участия взрослого в игре. Не всегда нужно играть долго, специально выделяя для этого время, — возможен и вариант «игра между делом». Например, мама и ребёнок собираются на улицу: можно играть, одеваясь. Или во время утомительной поездки (например коммуникативные игры: «одна буква - много слов», «что бывает, а что нет», «что ты видишь за окном, назови», «сколько предметов зелёного цвета, красного и др. в этой комнате», и т.д.). Вариаций подобных игр множество.
- Но нужно помнить, что в самостоятельную игру не всегда нужно вмешиваться, как бы нам этого ни хотелось. Если ребёнок желает играть самостоятельно, не настаивайте. Почему? В игре проявляется собственная инициатива детей, а мы в их жизнь и так много вмешиваемся, многое контролируем и определяем — хотя бы в игре у ребенка должен быть опыт самостоятельности, опора на себя. В самостоятельной игре он себя узнаёт, понимает и выражает. Поэтому лучше дождаться приглашения от ребёнка поиграть с ним.
Существует огромное количество игр: ролевые игры, настольные, спортивные, игры опыты и эксперименты, речевые, логические, дидактические и др. Выбор зависит от цели, возможности (обстоятельств) и возраста ребёнка.
Предлагаю небольшую подборку простых совместных игр:
Игра «Задом наперед»
Когда едете в машине, или летите в самолете, поиграйте с ребенком в эту игру. Возьмите какое-нибудь слово и попросите ребенка сказать его наоборот. Например, «ОБЛАКО» будет звучать как «ОКАЛБО». Детям такая игра покажется очень забавной. Если не поленитесь, то можно зашифровать, таким образом, целое послание! «Ым мител ан ером!», к примеру. Ребенку придется очень активно напрягать свой мозг, чтобы считывать такие зеркальные слова и фразы.
Игра «Я заметила»
Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
- Пол, стены, потолок (комната).
- Подоконник, рама, стекло (окно).
Игра «Одна буква — много слов»
Называйте по очереди слова существительные на одну любую выбранную букву. У кого слова закончились — тот проиграл.
Игра «Веселые рифмы»
Играющие должны подобрать к словам рифмы:
- свечка - печка
- трубы - губы
- ракетка — пипетка и т.д
Игра «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Игра «Да-нет»
Это известная игра станет отличным спутником во время путешествий. Загадайте в голове какой-нибудь предмет или слово, а ребенок пусть задает вопросы, на которые можно ответить только «да», или «нет». Потом поменяйтесь ролями. Учите ребенка задавать вопросы о качествах предмета, тогда отгадка найдется быстрее. Предложение — загадайте ребенку старше 6 лет слово «ИМЯ». Очень интересно наблюдать за тем, как происходит отгадка этого слова.
«Помощники»
Как можно одним словом назвать прибор, который ... варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль).
«Придумывалки»
Придумайте сказку или историю про ...старую кастрюлю (бананы, кухонные часы, ложку и т.д.). Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь экспериментировать, почувствуйте себя ребенком, и тогда даже ваш каждодневный труд окажется забавным и увлекательным.
А также «Лото», «Домино», «Крокодил», «Мафия», «Фанты», «Монополия» и т.д.
И не забывайте, что в игре Вы – взрослый, можете удовлетворить потребности своего внутреннего ребёнка. И для Вас это будет шагом навстречу к себе! Играйте с детьми, это время не будет проведено напрасно ни для кого.
Материал подготовила педагог-психолог
ОГКУ «ЦСПС и Д «Огонёк» г. Томска» Грозина Л.А.