Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки!

10-02-2022-sovet1

В поле моего зрения попадает уже не первый запрос от родителей, почему мой ребёнок: не уверенный в себе, пассивный, мнительный, ранимый, обидчивый, избегает трудностей и т.д. И совершенно не подозревают, что порой сами и являются причинами подобного состояния у своих детей! Роняем самооценку ребёнку....

Очень часто родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.

Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

10-02-2022-sovet2.png.jpgОбщие тенденции, которые влияют на формирование адекватной самооценки!

  • Родителям важно помнить, что на ребенка нельзя навешивать ярлыки. Формула истинной родительской любви – это не «люблю, потому что ты хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть».
  • Научитесь доверять своему ребёнку, особенно в том, что касается его личной жизни – подросток имеет право выбирать друзей, обжигаться и совершать свои собственные ошибки.
  • Категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Помните, что негативная оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует у него комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную, заниженную самооценку и уровень притязаний.
  • Учитесь отделять оценку поступков ребенка от него самого, т.е., «плох не ребенок, а его поступок».
  • Следите за интонацией голоса. Интонация голоса имеет особое значение в общении с ребенком. Он может не вникать в значение слов, но уже по выражению речи поймет ваше отношение к нему. Избегайте в разговоре грубых и резких выражений, раздражительного тона, не подделывайте свой голос под голос ребенка. Когда вы так делаете, дети чувствуют себя униженными. Ведите разговор так, как будто вы беседуете с одним из ваших друзей. Забудьте о приказном тоне, «допросах», вопросах вроде «чего молчишь?», «уроки сделал?», «что ты себе думаешь», «в кого ты такой уродился?» и тому подобных.
  • Обеспечьте ребёнку ощущение успеха и формируйте веру в успех. Помогите найти ребенку сферу наивысшей успешности, в которой он может реализовать себя. Подчеркивайте, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному. При любой возможности поощряйте ребенка, даже при минимальных его успехах, даже при их отсутствии. Хвалите ребенка просто за то, что он постарался что-то сделать. Но исключить атмосферу обожания, необоснованного признания.
  • Старайтесь как можно чаще организовывать совместную деятельность с ребенком: игры, прогулки, посещение театров, выставок, совместную продуктивную деятельность. Старайтесь соблюдать принцип равенства и сотрудничества с ребенком.
  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
  • Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменятся. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности,
  • Предъявляйте ребенку адекватные требования, не требуйте от него успехов. Завышенные ожидания взрослых порождают чувство тревоги, низкой самоценности, неуспешности. Кроме того, дети, осознавшие, что они не могут достичь цели, часто просто перестают пытаться что-то делать (им удобнее быть ленивыми, чем быть в разряде «неудачников»). Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает ребенка от смысла выполняемых заданий. Он начинает фиксироваться на мелочах, упуская из виду главное, тревожиться. Стремление выполнить работу как можно лучше в итоге лишь ухудшает дело. Вам придется отказаться от стремления достичь во всем совершенства. Если требования слишком завышены, ребенок обречен на неудачу, а родители — на разочарование, которое ребенок не может не заметить.
  • Не нужно все время оценивать ребенка, пусть он получает удовольствие от самого процесса жизни, игры, учебы.
  • Помните, что у ребенка не бывает завышенной самооценки, есть только адекватная самооценка и компенсация собственной неуверенности.
  • Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

10-02-2022-sovet3

Информационный материал подготовила:
педагог-психолог «ЦСПС и Д «Огонёк» Грозина Л.А.

P.S. Не забываем о том, что Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам нашего Центра (бесплатно).

Приглашаю вас на психологические консультации по волнующим вас вопросам!

Спасибо тем, кто уделил внимание этому посту.

Additional information