Поговорим о детских психологических травмах. Что это такое и что делать?

22-07-2022-1

Тема детских психологических травм в большей степени рассматривается и изучается специалистами, и в меньшей степени о ней знают и разбираются родители. Поэтому информация готовилась специально для Вас, дорогие родители! Чтобы расширить свои родительские компетенции, улучшить детско-родительские отношения, и чтобы появилась возможность поменять очень популярную установку «Сделайте что-нибудь с моим ребёнком, мне с ним трудно», на позицию «Помогите мне измениться, чтобы поддержать моего ребёнка, мы нужны друг другу».

Ребёнок нуждается, прежде всего, в безопасности — это первостепенная потребность: в тепле, комфорте и сытости. Чувствовать, что его жизни ничего не угрожает. А так же потребность в привязанности. Ребенку необходимо ощущать эмоциональную близость с родителем/ значимым близким, который поможет ему выжить в этом опасном, для него мире.

Травма любого вида оказывает негативное действие на процесс социализации детей. Ребенку сложно заводить друзей, общаться с новыми людьми, адаптироваться к незнакомым условиям.

Ещё очень важно отличать психологическую травму от травматической ситуации! Травма, условно, делит жизнь на «до» и «после». Травматическая ситуация или стресс не всегда приводят к травме, краткосрочное событие с которым ребёнок может справиться и эмоционально не пораниться (травматическая ситуация переходит и остаётся опытом).

Травма возникает в ситуациях, когда ребенок испытывает:

22-07-2022-2

  • Боль. Физическое насилие, применяемое к ребенку, является самой частой причиной детских психических травм. Но травма также может возникнуть при других травматических событиях — ДТП, падении с высоты, врачебных манипуляциях и пр., которые причинили ребенку внезапную и сильную боль.
  • Страх. Страх за себя или за кого-то из близких может сформироваться, когда ребенок участвует в каком-либо событии, угрожающем его здоровью или жизни, или когда он присутствует при таком событии в роли свидетеля или невольного соучастника.
  • Сильные эмоциональные переживания. Это может быть расставание с родителями, травма отвержения, развод родителей, переезд в другой город и разлука с друзьями, смерть питомца, острое чувство стыда и пр.

Симптомы проявления детской травмы:

  • повышенный уровень тревожности, страхов.
  • нарушения привязанности (нет близкого/значимого человека=опасность=недоверие к миру).
  • утрата мотивации к самостоятельности, агрессивное поведение по отношению к себе и другим, нарушение социализации.
  • нарушение внимания и памяти.
  • нарушение сна, еды, ухода за собой, хронические заболевания, соматические проблемы (от желудочно-кишечных расстройств до головных болей).
  • гипербдительное, сверх подозрительное поведение и травматические ожидания (всегда на чеку, всегда ожидает подвоха).
  • отсутствие чувства опасности, и как следствие рисковое поведение.
  • ненависть к себе, самобичевание, притуплённость эмоций, чувство ненужности.
  • раздражение, перепады настроения, чувства вины и стыда, отсутствия веры в себя (заниженная самооценка), замкнутость, растерянность.
  • может испытывать проблемы с доверием и неспособность попросить защиты у взрослых.
  • трудности в обучении.
  • злоупотребления запрещенными веществами в качестве стратегии борьбы со стрессом.

 Чем грозит:

  • Потеря доверия к миру

Избегание любых доверительных отношений. Логика такого выбора проста: «Если не будет отношений, то я смогу избежать боли». Такой человек сторонится даже дружбы из-за тревоги, что его предадут, поэтому сознательно избегает близости, что со временем может привести к одиночеству и депрессии. Любой предвестник эмоциональной близости, который сможет причинить психическую боль, будет блокироваться.

  • Склонность к токсичным отношениям

Люди, которые в детстве получили серьезные травмы, во взрослом возрасте часто вступают в деструктивные отношения. Их партнеры могут быть эмоционально недоступны, находиться в браке, быть склонны к насилию или иметь нарциссическое расстройство личности. Закончив одни токсичные отношения, человек будет втягиваться в другие, раз за разом притягивая к себе таких партнеров. Я видела, как папа бъёт мою маму и это нормально…

  • Сложности с восприятием чужих эмоций

Человек не может распознать истинные эмоции и чувства другого человека, потому что проецирует свои мысли и чувства на него.

«Когда люди с травматичный опытом растят своих детей, то они снова переносятся к своим травмам. Они помнят, как поступали их родители в каких-либо ситуациях. Переживая в очередной раз болезненный опыт, сложно быть эмоционально включенным.

  • Слабая учебная мотивация

Снижения успеваемости и отставания в учебе.

Чем мы можем помочь ребёнку и себе:

  • Арт-терапия:

Одним из эффективных методов в работе с детской травмой- арт-терапия( спонтанное рисование, песочная терапия, куклотерапия, танцевальная терапия, фототерапия, игровая терапия, музыкальная психотерапия).

Прикладные виды творчества с художественной направленностью и экспрессивностью (ИЗО, вышивание, вязание, выжигание по дереву, художественная резьба, художественная роспись, биссероплетение, витражная роспись, мозаика т.д.).

  • Семейная психотерапия:

Забота, уважение, совместная деятельность, режим и понятная структура семейной жизни. Поддерживайте обычный распорядок, возвращение к нормальной жизни даст ребенку возможность понять, что он в безопасности и что жизнь продолжается, оказывайте более активную поддержку и содействие травмированному ребенку, найдите другого взрослого, который сможет оказать дополнительную поддержку. Установите четкие ограничения в отношении ненадлежащего поведения. Даже самое деструктивное поведение может быть вызвано переживаниями и тревогой, связанными с травмой. Относитесь к проблемам поведения как к временному явлению. Установите время и место для разговора, чтобы помочь ребенку понять, что с ним произошло. Давайте простые и реалистичные ответы на вопросы ребенка о травмирующих событиях.

  • Психодрамма (кукольный театр, кружки творческой самодеятельности, сейчас популярные мастер-классы по актёрскому мастерству, в т.ч. и для детей)
  • Реабилитационный досуг:

Спортивные командные игры, различные виды занятий танцами, пением, театром и искусством, занятия физкультурой, туризм и др.

  • Телесная терапия:

Виды спорта, снимающие напряжения, зажимы, восстанавливающие связь с телом- плаванье, йога, пилатес и др.

Спорт, активный отдых, а также вышеупомянутые формы художественной деятельности, особенно в сочетании с физическими упражнениями, приводят к повышению уровня эндорфина, гормона «удовольствия и счастья».

  • Обращение к специалисту (психолог, психотерапевт).

Следует также помнить, что для поддержания детского организма и мозга в хорошем состоянии необходимо обеспечить регулярное питание и питье, что также помогает контролировать самочувствие ребенка.

P.SДля кандидатов в приёмные родители и тех, кто уже является замещающим родителем предлагаю просмотреть короткометражный фильм «Удалённые», это то, о чём дети нам обычно не говорят.

Спасибо тем, кто уделил внимание этому посту.

Информационный материал подготовила педагог-психолог ОГКУ «ЦСПСиД «Огонёк» г.Томска"

Грозина Л.А. 

Additional information