Эффект садовой терапии
– Огород у нас разрастается. Ребятишки с удовольствием ухаживают за растениями. Здесь будут тыквы и кабачки. Это место мы оставили под баклажаны. Вот уже и редиска взошла, лук, укроп, петрушка, – шагая между грядками, рассказывает Любовь Коновалова, инструктор по труду центра социальной помощи семье и детям «Огонек».
Прозрачными поликарбонатными боками светится теплица, рядом с ней есть еще и парник, где под укрытием нежится рассада пряных трав и цветов. А в текущем году на территории центра появился еще и сенсорный сад.
Воспитанники «Огонька» – детки особенные, с различными нарушениями в развитии, физическими и интеллектуальными. Сегодня у них очередное занятие по садовой терапии.
Мечта из Интернета
Любовь Коновалова приглашает первую подгруппу детей на занятие. Педагоги помогают им надеть яркие фартуки и нарукавники, чтобы ребятишки не испачкались.
– Ребята, сегодня мы с вами будем высаживать помидоры и перцы в теплицу, – объясняет тему урока Любовь Александровна.
Дошколята Лиля, Сема и Коля – опытные огородники: курс реабилитации у них начался в феврале, и они уже многому научились, ведь рассаду они вырастили сами.
По дороге в теплицу директор «Огонька» Татьяна Молькина поясняет:
– Мы изучили опыт отечественных и зарубежных учреждений, работающих с особыми детьми, и нас очень заинтересовала уникальная и эффективная технология «Садовая терапия», ведь она помогает развивать координацию движений, концентрацию внимания, память детей за счет умеренной физической нагрузки, повторяющихся действий, пребывания на свежем воздухе при работе в саду.
В 2016 году «Огонек» выиграл грант компании «СИБУР» в рамках конкурса «Формула хороших дел» и на эти деньги приобрел необходимое оборудование.
– Мы установили теплицу, разбили грядки, разработали программу и начали работу, – вспоминает Татьяна Геннадьевна. – Родители, мягко говоря, удивлялись, когда узнавали о том, что дети занимаются садовой терапией. Ведь на своих дачах они, как правило, не привлекают их к работе с растениями, опасаясь, что могут что-нибудь сломать, затоптать или сделать что-нибудь не так. Но, видя, с каким удовольствием и трепетом ребятишки ухаживают за растениями, меняли свое мнение и отношение.
Во саду ли, в огороде
В теплице инструктор по труду заранее наметила лунки, приготовила воду для полива.
– Мы с вами сеяли семена растений, когда еще снег лежал, а теперь наши помидоры и перцы выросли. Пришла пора их высадить в землю. Видите, как им тесно стало в горшочках? Сначала я покажу, что нужно делать, – обращается к воспитанникам Любовь Коновалова, терпеливо объясняя, что у каждого растения есть стебель, веточки и что высаживать их надо корешками вниз.
– Коля, бери лопатку. Выкопай здесь ямку. Теперь нужно налить в нее водичку, – подробно инструктирует Любовь Александровна.
Тем временем Сёма пытается вынуть растение из горшка:
– Аккуратно тяни вверх за стебель, как я делала, и ставь в ямку, – подсказывает Любовь Коновалова.
Общими усилиями дошколята справлялись с посадкой первого саженца, потом второго и третьего.
Перцы высаживали уже другие ребята – Эльмар, Никита и Аня.
– Никита очень хорошо сеет семена – равномерно раскладывает по бороздкам, – отмечает инструктор по труду. – Каждый ребенок на наших занятиях участвует в силу своих возможностей и делает то, что он может.
В теплице ждут своего часа баклажаны, базилик, амарант, руккола, мелисса для расселения в сенсорном саду.
– Ваша рассада лучше, чем моя, – делаю комплимент юннатам.
– У меня дома тоже хуже, – смеется Коновалова. – Эту рассаду ребятишки сами выращивали, поливали, наблюдали за ее ростом.
Особое пространство
Сенсорный сад – новинка нынешнего года. Он появился в «Огоньке» благодаря выигранному гранту стоимостью более 300 тыс. рублей.
– На эти средства мы создали особое пространство из растений и природных материалов. Сенсорный сад разбит на специальные зоны, которые предназначены для развития у детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорных систем: слуха, зрения, тактильных ощущений, обоняния и осязания.
В этом саду дети могут делать всё, что захочется: бегать, прыгать, закапывать руки и ноги в песок и другие сыпучие материалы, рассматривать разные цвета, пробовать на вкус различные растения, следуя своим желаниям и ощущениям.
Работа по обустройству сенсорного сада началась с наступлением тепла. Каждый сотрудник «Огонька» внес свою лепту. Не обошлось и без помощи волонтеров.
– Спланировать зону сенсорного сада нам помогли ландшафтные архитекторы. Они же разработали макет оригинальной беседки, в которой будут проходить занятия с детьми, – уточнила директор «Огонька».
Сенсорный сад приспособлен для занятий в нем и детей с ДЦП. Модули с природными материалами и пряными травами позволят ребенку, сидя в инвалидной коляске, заниматься с природным материалом наравне с другими детьми.
Не за горами сентябрь, а вместе с ним придет долгожданный праздник урожая, на который дети позовут своих мам и пап.
А в группе по традиции вместе с педагогами ребятишки приготовят овощной салат. Ведь овощи, выращенные своими руками, всегда вкуснее!
Источник: Томские Новости +