Играть всегда и везде

Известно, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, как средство познания свойств и явлений окружающего мира, средство обучения, воспитания и развития, а также как один из способов взаимодействия с другими людьми. Это общеизвестные факты, но мы часто забываем о них в повседневных суете и заботах. В данной статье я хочу сделать акцент не на теоретическом обосновании необходимости развития игровой деятельности ребёнка, а на некоторых практических аспектах организации игры в нестандартных ситуациях, которые взрослые редко рассматривают с этой точки зрения.

Как логопеду, да и как маме двоих детей, которые всегда отличались активным освоением окружающего мира, мне постоянно приходится направлять жизненную энергию ребятишек в социально приемлемое русло. И это оказалось возможным и продуктивным именно с помощью игры.

Думаю, что многим родителям приходится ездить вместе с детьми в общественном транспорте, посещать поликлиники и другие подобные места, где много незнакомых людей, шумно, очереди и т.п. Взрослые погружены в свои заботы: «Как бы не опоздать на работу!», «Скорее бы наша очередь!» и т.д. и т.п. А ребенок не понимает, зачем и куда ему спешить, ехать в переполненном транспорте, зачем ему ждать эту очередь, ему тяжело, неуютно и хочется домой. Либо это может быть энергичный ребёнок, который активно осваивает пространство, не желая сидеть на одном месте, доставляя неудобство окружающим и родителям. И вот в таких ситуациях, как и во многих других, на помощь приходит игра, а не уговоры и окрики. Конечно, выбор игры зависит от возраста и интересов ребёнка. Я приведу здесь несколько отработанных на собственных и на обучаемых мною детях игр, которые являются для меня палочкой-выручалочкой.
Если мы куда-то спешим, а мой малыш не хочет мне в этом помочь, то мы начинаем играть в «Большие ноги»:

Большие ноги идут по дороге:
Топ-топ-топ,
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Тот-топ-топ-топ.

Или в «Карусели»:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.

Или просто идём под стихи про медведя или про солдат:
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт,
Шишка отскочила прямо мишке в лоб, хлоп!
Мишка рассердился и ногою топ!

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар!
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, 5 рублей.
Аты-баты, приходите
Выпить чаю поскорей!

Не могу сразу не отметить, что подобными играми мы не только в весёлой форме незаметно для ребёнка ускоряем нашу пешую прогулку, но и работаем над развитием его речи, над ритмом, темпом, лексикой, звукопроизношением. Поэтому данные игры я также постоянно использую с детьми, которых веду к себе на занятия, начиная, таким образом, занятие ещё в коридоре.

С ребёнком постарше мы можем, например, прикинуть, сколько великанских или лилипутских или простых шагов до определённого здания, до кабинета и проверяем, кто оказался прав (развитие глазомера, внимания, математических представлений, да и грамматику заодно отработаем на согласование числительных с существительными, над словообразовательными суффиксами (шаг, шажище и шажок) и т.п.). Или играем в игру «Угадай, что я загадал»: один загадывает предмет из окружающего, а другой задаёт вопросы, пытаясь угадать, на вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Игра активизирует внимание к окружающим предметам, заставляет задуматься над их характеристикой, свойствами при ответе на вопросы. Примерные вопросы: этот предмет большой? Круглый? Из дерева? С ним можно играть? Он синего цвета? Т.е. мы в игровой форме описываем предметы по их основным характеристикам: цвет, форма, величина, назначение, из какого материала сделаны и др. Когда меняемся с ребёнком ролями, то уже он сам пытается по полученным ответам соединить воедино всю информацию о признаках загаданного предмета и угадать его.

В очереди, в автобусе и в других подобных местах мы можем отвлечь детей от тягостного ожидания, поиграв с малышами в любые пальчиковые игры, которые в огромном количестве можно найти на просторах интернета. С самыми маленькими детками это классические «Ладушки», «Сорока-ворона», «Шёл веселый человек», «Кисонька-мурысонька» и др. Приведу здесь в качестве примера наши любимые пальчиковые игры с ребятишками:

Будем пальчики считать: 1, 2, 3, 4, 5. (загибаем пальчики под счёт)
Вот кулак, а вот ладошка. (разворачиваем кулачок и гладим по ладошке)
На ладошку села кошка (делаем свои пальцы щепоткой и ставим на ладошку)
И крадётся понемножку, (шагаем пальцами по руке ребёнка от ладошки к подмышке)
Видно, мышка там живёт! (щекоталки)

В этой игре мы соединяем поочередно пальцы обеих рук подушечками друг с другом.
Повстречались 2 котёнка: мяу-мяу! (мизинцы)
2 щенка: гаф-гаф! (безымянные)
2 тигрёнка: ррр! (средние)
2 жеребёнка: иго-го! (указательные)
2 теленка: мууу! (большие и делаем рога из мизинца и указательного)
Посмотри, какие рога! (щекоталки рогами из пальцев)

Колю дрова, колю дрова, колю дрова и чурочки (указательные пальцы стучим друг об друга)
Горит огонь в печурочке, горит огонь в печурочке (крутим этими же пальцами вокруг друг друга)

Кто залез мне в кулачок,
Это может быть сверчок?
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик! Ай-ай-ай! (грозим указательным пальчиком)

На дверях висит замок, (пальцы переплетены в замок)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочек покрутили, повертели
И открыли! (расцепляем пальцы)

С детьми постарше существует огромное количество игр со словами, начиная от простой «Кто больше придумает слов на заданную букву» и заканчивая играми в «Виселицу», «Слово в квадрате» на листочке бумаги. В транспорте это также могут быть игры на знание названий улиц, остановок, магазинов, достопримечательностей города, счёт этажей у домов, счёт машин определённого цвета, перечисление видов транспорта, счёт увиденных собак и т.п. А в поликлинике выпадает помимо всего прочего уникальная возможность узнать названия врачей разной специализации (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.). Выяснить, кто из них, чем занимается, какие инструменты использует и т.п.
Поднимаясь или спускаясь с ребенком по ступенькам, посчитайте их вместе. Можно и ноты петь по ступенькам (до, ре, ми...), развивая мелодику голоса, способность менять голос по высоте. Или песенку спеть, например, «Вместе весело шагать». Можно и под любые стихи пройтись, например, такие:

Раз, два, три, четыре,
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка мурка, 2 котёнка,
Пёс Барбос, щенок и я,
Вместе дружная семья!

Под такой аккомпанемент любой ребёнок буквально взлетит по лестнице, а заодно стишок выучит, песенку споёт, считать научится, над интонацией поработает.

Подводя итог, я как мама и как логопед, настоятельно рекомендую: играйте с ребёнком любого возраста всегда и везде, это поможет вам в ненавязчивой форме развивать, воспитывать и обучать ребёнка, отвлечь его и поддержать в трудной для него ситуации, переключить на социально приемлемое поведение во время поездок, ожидания чего-либо (все окружающие будут вам особенно благодарны), да и просто приятно и весело провести время вместе, ведь наши дети так быстро вырастают.

После публикации данной статьи, учитель-логопед ОГБУ "ЦСПСиД "Огонек" г. Томска Мешалкина Наталья Юрьевна, была награждена Дипломом I степени за лучшую авторскую работу.

Данная статья размещена по адресу: http://portal2011.com/kubiki-zajceva-v-logopedicheskoj-rabote/

Диплом

Additional information