Учимся резать ножницами

  • Print

Скоро Новый год! Наступила интересная пора – подготовка к предстоящему празднику! Время, когда ребятишки с удовольствием занимаются изготовлением новогодних поделок.

10-12-2019-nog1

 

Самое время научить ребенка пользоваться ножницами для улучшения тонких движений кистей и пальцев рук.

Среди детей с ОВЗ нередко можно заметить, как во время рисования у них в руках ломается карандаш. Дети со слабыми руками, пальцами, ладонями и локтями имеют проблемы с мелкой моторикой, из-за чего им трудно держать ручку или карандаш, стирать ластиком, писать и держать ножницы. Но, кроме этого, часто дети сталкиваются еще и с проблемой проприоцепции, то есть неспособностью рассчитать давление на предмет, например на карандаш, из-за чего он ломается или, наоборот, оставляет едва заметный след на бумаге.
Проприоцепция – это ощущение в мышцах, суставах и связках, поэтому она напрямую влияет на развитие мелкой моторики у ребенка. Проблемы такого рода называют проприоцептивной дисфункцией, становящейся причиной плохого почерка, путаницы с направленностью букв и цифр, а также проблем формирования предложений. Ребенок с нарушением проприоцепции слишком сильно держит ножницы и режет не по линиям, потому что не знает, откуда начинать и где заканчивать.

Если ребенку сложно пользоваться ножницами или сложно понять, как ими пользоваться, у него также могут быть проблемы со зрением и координацией рук и глаз. Он может казаться неуклюжим, неумело обращаться с предметами в руках, постоянно менять руки и перекладывать ножницы и не иметь пространственного понимания (не понимать, в каком направлении нужно резать).
Ножницы - инструмент, который великолепным образом развивает мелкую пальчиковую моторику, ловкость, что является важным этапом подрастания и развития каждого малыша. С помощью ножниц можно совершенствовать координацию действий рук и глаз, совершенствовать нажим на пишущий предмет, пространственное понимание (ориентацию на листе бумаги).

Чего же мы добьемся, обучив ребенка пользоваться ножницами?
Развития у ребенка мелкой моторики рук с помощью ножниц, совершенствования координации действий рук и глаз, совершенствования пространственного понимания (ориентации на листе бумаги). Разовьем у ребенка умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук), а так же, научим его правильно держать , открывать-закрывать ножницы произвольно, отрезать кусок бумаги от целого, резать по линии-шаблону с продвижением вперед, разрезать лист бумаги пополам, вырезать квадрат, вырезать более сложные фигуры (с закруглением).
Прежде, чем приступить к работе с ножницами, знакомим ребенка с правилами пользования ими.

10-12-2019-nog2

 

Надо показать, как правильно передавать ножницы другим детям и взрослым. И объяснить, почему нужно передавать этот предмет колечками вперед к другому человеку. Конечно, обязательно рассказать, что ножницы предназначены исключительно для нарезания бумаги и заготовленных материалов.
Нужно показать ребенку, как правильно, и расположить ножницы в руке ребенка:
1. Поставьте руку ребенка так, чтобы пальчики были выпрямлены, а большой палец смотрел вверх.
2. Наденьте ножницы одним из колечек на большой палец малышу.
3. Помогите малышу самостоятельно просунуть средний палец во второе колечко. Указательный палец поддерживает лезвия ножниц снизу и помогает открывать и закрывать, поворачивать ножницы.
4. Мизинчик и безымянный пальчики спрятаны в ладошку. Иногда и безымянный пальчик занимает место в колечке вместе со средним, если колечко овальное или длинное.
5. Подержите перед ребенком лист бумаги так, чтобы тот находился на весу (у вас в руках), а малыш попробует сделать несколько разрезов.

Не требуйте от ребенка, чтобы сразу начал резать ножницами. Нужно учить пользоваться ними постепенно, применяя игровые моменты.
Обучаясь, ребенок как бы проходит несколько стадий развития навыка пользования ножницами:
1. Ребенок начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними.
2. Ребенок держит ножницы правильно.
3. Ребенок открывает и закрывает ножницы произвольно.
4. Ребенок может отрезать кусок бумаги.
5. Ребенок отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза, в том числе, с продвижением вперед.
6. Ребенок может разрезать лист бумаги пополам.
7. Ребенок может вырезать квадрат.
8. Ребенок вырезает фигуры более сложных форм.
Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения! Кроме вас никто не научит ребенка правильно и безопасно пользоваться ножницами!


Рекомендации инструктора по труду Коноваловой Л.А.