Select font Arial Times New Roman
Character spacing (kerning): Standard Medium Large
Наша жизнь сопровождается различными факторами, которые могут представлять угрозу физическому и психическому здоровью. Но если мы, взрослые, можем находить пути решения, то дети, в силу своих возрастных особенностей, не всегда способны обеспечить собственную безопасность. В связи с этим мы должны уделять должное внимание обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. На протяжении уже долгого времени в отделении реабилитации ведется работа по формированию у детей с ОВЗ культуры безопасности. И поэтому в данной статье мы бы хотели поделиться с вами своим опытом использования социальных историй и визуальных подсказок при обучении детей безопасному поведению.
Создателем методики «Социальные истории» является американский психолог Кэрол Грей, которая посвятила свою профессиональную жизнь помощи детям с расстройством аутистического спектра. Методика основана на длительных исследованиях и наблюдениях, и сегодня она признана мировым профессиональным сообществом в качестве эффективного подхода к социализации детей с ОВЗ, и востребована как специалистами, так и родителями.
В социальных историях достоверно описывается навык, достижение или понятие. То есть цель социальных историй – предоставить достоверную информацию в понятной и безопасной для ребёнка форме. Также можно использовать визуальные правила - они содержат информацию о том, что можно делать, а что – нельзя, какое поведение считается допустимым, а какое – неприемлемым.
В данной статье мы бы хотели уделить внимание обучению детей правилам безопасного поведения на улице и правилам безопасного общения с применением методики социальных историй и визуальных правил.
Обучать ребёнка правилам дорожного движения и нахождения на улице нужно постепенно: например, во время прогулки вы можете озвучивать встречающиеся дорожные знаки для пешеходов, разъяснять ребёнку их значение. Изученные правила движения лучше всего закреплять во время совместной игровой деятельности, это могут быть и подвижные игры, и настольные, такие как «Дорожные знаки», «Найди дорогу к дому», «Собери знак» и т. д. Не стоит забывать, что наиболее существенное влияние на формирование культуры безопасности у детей оказывает их близкое окружение. Именно наше поведение в транспорте и на дороге становится примером для подражания у детей.
При обучении детей правилам дорожного движения можно использовать самостоятельно созданные или уже готовые визуальные правила с различными социальными ситуациями. Данные правила точно передают смысл конкретной социальной ситуации и сформулированы таким образом, чтобы ребёнок смог их понять, запомнить и легко научился ими пользоваться. Работу с такими правилами стоит продолжать до тех пор, пока ребёнок самостоятельно и свободно сможет применять эти правила.
В ходе общения со сверстниками дети приобретают коммуникативный опыт, и наша задача – демонстрировать позитивную форму общения и решительно пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим людям, выявлять и устранять причины подобных проявлений. Также родителям нужно правильно реагировать на поведение других людей по отношению к своему ребёнку.
При обучении детей навыкам безопасного общения нужно закрепить с детьми следующие правила:
Пример социальной истории «Как вести себя с незнакомцами»
При создании социальной истории мы должны отражать точную информацию, используя содержание, формат и интонацию повествования таким образом, чтобы описание ситуации было узнаваемым и понятным для ребёнка, а также физически, социально и эмоционально безопасным. Любая социальная история должна включать в себя название, вводную часть, основную часть и заключение. При написании введения нужно отчётливо и понятно излагать тему истории. Использование иллюстраций играют очень важную роль во многих социальных историях. Это могут быть реальные предметы, фотографии, видеоролики, рисунки, презентации либо другие средства визуальной поддержки.
Уважаемые родители, вы должны сами неукоснительно помнить и соблюдать правила безопасности, а уж затем требовать соблюдения этих правил от своего ребёнка.
Литература:
Материал подготовил социальный педагог отделения реабилитации Л.М.Михайлова