Select font Arial Times New Roman
Character spacing (kerning): Standard Medium Large
Оборудование для реализации сенсорно-интегративного подхода в отделении реабилитации активно пополняется с помощью наших замечательных родителей!
И мы очень благодарны Наталье Викторовне Данько, маме Илюши, за золотые руки, изготовившие и подарившие нашим детям целых три сенсорных чулка разного размера!
Что же это за волшебный Sensory Body Sock?
Вы можете встретить различные его названия: «чулок совы», «сенсорный мешок» или еще его называют «сенсорный чулок Кислинг». Мы для краткости будем называть его просто «сенсорный чулок».
Это чаще всего прямоугольной формы мешок с разрезом по середине, изготовленный из специального очень прочного и эластичного материала, который может выдерживать существенные растяжения и не деформируется.
Зачем и кому нужен Сенсорный чулок?
Это базовый инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребёнку осознать целостность своего тела, ощутить его границы, так как движение в сенсорном чулке требует гораздо больше усилий, преодолевая сопротивление эластичной ткани. Развивается координация движений, разрабатываются мышцы и укрепляются связки.
Sensory Body Sock разрабатывался и доказал свою эффективность в отношении детей с различными особенностями развития: СДВГ, ДЦП, РАС, ЗПР, ЗРР, дисфункцией сенсорной интеграции и другими.
Это отличный тренажер для развития тактильной, проприоцептивной и вестибулярной систем, помогающий решать проблемы как гипо-, так и гиперчувствительности. Внутри чулка свет несколько приглушен и ребёнок не видит, что происходит вокруг, и это стимулирует его больше прислушиваться к звукам, к своим тактильным ощущениям, к ощущению давления и к ощущению равновесия. А это помогает ребёнку успокоиться, почувствовать себя, сосредоточиться и сконцентрировать внимание, повышает его работоспособность.
Как использовать Сенсорный чулок?
С дошкольниками и младшими школьниками - только в ИГРЕ!
Игру подбираем индивидуально, в соответствии с уровнем психофизического развития ребёнка и его сенсорным профилем.
ВАЖНО:
• В связи с особенностями и целями использования рекомендуется использовать сенсорный чулок, длина которого меньше роста ребёнка примерно на 5 см, тогда будет обеспечиваться нужное натяжение ткани.
• Обезопасьте пространство! Для любого активного движения нужно безопасное и достаточно большое пространство, без острых углов и поверхностей, о которые ребёнок может пораниться. Желательно мягкое покрытие на полу.
• Не торопитесь! Сначала дайте ребёнку освоится с новым оборудованием, почувствовать его безопасность, возможности и возможности своего тела. Нахождение в сенсорном чулке при этом может быть сначала совсем непродолжительным, ребёнок может просто в нём полежать, свернувшись клубочком. Голова ребёнка по желанию может оставаться снаружи.
• Если ребёнок всё же опасается сенсорного чулка, сначала предложите ему залезть в Ваш сенсорный чулок вместе. И вместе же выполните ряд движений, послушайте музыку или просто побудьте в тишине, как в уютном гнёздышке.
• Хорошо, если в помещении есть большое зеркало и ребёнок может наблюдать за собой, своими движениями, за тем, какие превращения можно делать с помощью сенсорного чулка.
• Помним, что взрослый – это партнёр по игре, поэтому меняемся ролями, подражаем ребёнку, поддерживаем его инициативу и воображение! А ещё приобретаем сенсорный чулок себе для совместных игр!
ПРИМЕРЫ ИГР С СЕНСОРНЫМ ЧУЛКОМ
• Начинайте с простых и приятных для вашего ребёнка игр, например, в прятки, в приведения, в домик и другие, постепенно усложняя и развивая движения и действия, расширяя тактильный и проприоцептивный опыт ребёнка.
• Очень полезны и нравятся детям любые передвижения в сенсорном чулке. При этом очень важно связать эти движения с каким-либо образом: прыгаем, как зайчики или кенгуру, крадёмся, как лиса, топаем, как медведь, ползём, как гусеница, скачем, как лягушка, перекатываемся, как колобок и др.
• Когда освоили основные движения, создайте полосу препятствий из подушек, мягких модулей, мягких игрушек и т.п. – ребёнок может ходить, ползти или перекатываться по ним, находясь в сенсорном чулке.
• Многие дети очень любят соревновательный момент в игре, поэтому смело устраивайте забеги на скорость и ловкость, ползайте на перегонки!
• Интересны детям и различные «угадайки» - с предметами, с собственным телом, на подражание.
Найдите ту, которая подходит для Вашего ребенка, постепенно расширяя его сенсорный опыт другими вариантами:
- ребёнок через ткань сенсорного чулка (находясь внутри или снаружи) на ощупь угадывает предметы, различные поверхности;
- ребёнок через ткань сенсорного чулка (находясь внутри или снаружи) на ощупь классифицирует и систематизирует предметы, различные поверхности (только мячики, только машинки, только круглые, только колючие и т.п.);
- ребёнок через ткань сенсорного чулка (находясь внутри или снаружи) на ощупь угадывает части лица и тела у куклы, игрушки или родителей;
- ребёнок в сенсорном чулке изображает что-либо или кого-либо (сказочного героя, животное, фантастическое существо, геометрические фигуры и т.д.), а взрослый угадывает и наоборот. Можно подключить в игру карточки по типу игры «Крокодил» (изобразить без слов).
Примечание: если ребёнок невербальный, то лучше иметь всё в двойном количестве, чтобы он мог сопоставить и показать предмет или картинку без слов, но взрослый обязательно всё кратко и чётко озвучивает несколько раз.
Например: Что ты нашёл? (Ребенок выбирает из ряда предметов тот, который, по его мнению, он на ощупь угадал). Давай проверим. (Смотрим, совпадает ли исследуемый предмет). Да, это мяч! Ты угадал мяч!
ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ - ВСЁ ОЗВУЧИВАЕМ!
Соедините выполнение движений и действий в сенсорном чулке с речью, а также, желательно, с изображением. И если для невербальных детей это будут отдельные звуки, звукоподражания и облегченные слова, то для детей с хорошим уровнем развития речи желательно использовать фразы и придумывать сюжеты. Тогда движения и действия приобретут смысл, а также мы расширим пассивный и активный словарный запас ребёнка. Часто невербальные дети постепенно начинают сопровождать движения речью или могут показать соответствующее изображение в играх по типу «угадай-ка», а у хорошо владеющих речью детей это способствует развитию и совершенствованию связной речи.
Например:
- прыгаем, как зайчик + «прыг-скок» + картинка или игрушка, изображающая зайчонка,
- скачем, как лягушка + «ква-ква» + картинка или игрушка, изображающая лягушку,
- катимся, как Колобок + «катится» + картинка или игрушка, изображающая Колобка или целая сказка с героями на пути.
Вы можете придумать целую спасательную операцию, где ребёнок будет космическим спасателем и передвигаясь по помещению собирает к себе в сенсорный чулок игрушки или предметы (можно задать их чёткую последовательность, как устно, так и визуально (карта, схема, последовательность картинок)). И обязательно либо проговариваем названия предметов сами, либо стимулируем к этому ребёнка, в зависимости от уровня его речевого развития.
Кроме того, данные игры можно использовать на этапе автоматизации различных звуков, начиная от изолированного произношения (змея ползёт «Ш») и слова (подобрать картинки или игрушки на соответствующий звук) до фразы (придумать предложение со словами на заданный звук).
И это ещё не всё! Все игры в сенсорном чулке успешно соединяются с играми на развитие слухового внимания и фонематического слуха!
- Добавьте музыку! Пока играет музыка, ребёнок движется (оговорите движение, оно может быть произвольным или заданным, например, прыгать или кружиться), когда закончится - замирает.
- Добавьте музыкальные инструменты и угадывайте, что звучит. Если барабан – топаем, а если бубен – кружимся. Либо совершаем столько движений или действий, сколько ударов по барабану прозвучало.
- По этому же принципу играем со звуками, учимся их слышать и различать: [а] – кружимся или просто разводим руки широко в сторону, [о] – подпрыгиваем или поднимаем руки вверх.
- Угадайте, кто пришёл в гости – мама кошка (низкий голос) или котенок (высокий голос) – учимся различать высоту голоса.
- Послушай, сколько мышат к тебе пришли – произносим слог «пи» разное количество, ребёнок слушает и считает.
- Пусти в домик только тех, в чьём имени есть звук [з] – подбираем игрушки или картинки, где есть этот звук и без него, ребёнок учится слышать наличие звука в слове.
И другие игры.
Вот такое уникальное в своей простоте и эффективности оборудование теперь есть и у нас!
Дети от него в восторге! И педагоги тоже! Столько дополнительных возможностей для коррекции и развития, а также творчества и фантазии оно нам принесло!
СПАСИБО!