«Развиваем пальчики дома, вместе с мамой» Занятие № 5 Игры с пальчиками и нетрадиционные техники рисования
Занятие 5
Игры с пальчиками и нетрадиционные техники рисования
Автор продолжает знакомить с игровыми страницами из многофункциональной книги (Лэпбук) для развития мелкой моторики, выполненной своими руками.
Каждую страницу этого пособия можно использовать для 3-4 игр для улучшения нажима, захвата, подвижности пальчиков рук, координации действий рук и глаз, ориентирования на листе бумаги (верх - низ, справа - слева, центр или середина листа). Дополнительно применяются подручные материалы – пробочки, прищепки, ленточки, резиночки, шнурочки, вязальные нитки, капсулы от киндер-сюрпризов, мелкие предметы, шарики, кубики и так далее.
Одной из страниц книги является обыкновенная решетка для кухонной раковины. А ведь, сколько занимательных и полезных для пальчиков игр с ней можно совершить!
Например - Игры с решеткой:
На решетке отмечаем центр, верх, низ, правую и левую сторону.
1. С ребенком рассматриваем, где центр, верх, низ, правая и левая стороны решетки. Затем ребенку предлагаются камешки, шарики, пуговки или другие мелкие предметы разного цвета. В виде игры дается задание - положить большую пуговицу в центре, голубые пуговки верху («небо»), зеленые – внизу(«травка»), черные- слева, белые – справа.
Это задание способствует ориентированию на листе бумаги (на решетке), формированию пинцетного захвата, координации действий рук и глаз, закреплению распознавания цветов.
2. Игра с решеткой и цветными ленточками, веревочками, вязальными нитками « Змейки».
Ребенку предлагается продевать веревочки в отверстия решетки, вплетая ее.
Вверху - одного цвета, внизу – другого, слева – третьего, справа - четвертого. Затем находим середину решетки по вертикали и вплетаем веревочку пятого цвета, по горизонтали – шестого.
Выполнение этого задания способствует ориентированию на листе бумаги (на решетке); закреплению понятий «центр», «верх», «низ», «правая», «левая» сторона, «середина»; формированию пинцетного захвата; координации действий рук и глаз, знанию и узнаванию цветов.
Можно придумать еще несколько игровых заданий: «соткем ковер» (из вязальных ниток), переплетая нити в вертикальном и горизонтальном направлениях, по диагонали и др.
Откроем еще одну страничку из «Лэпбука»
Здесь любимые герои мультфильмов Том и Джери - извечные соперники. Под изображениями героев пришиты колечки, в которые нужно продернуть шнуры, закрепить их и нанизать бусинки.
Можно нанизать по одной на шнур и поиграть ею, двигая от героя к герою. Можно на каждый шнур нанизать по несколько бусинок. Привязать второй кончик к колечку.
Можно внизу по полю странички разложить шарики или пуговицы или другие мелкие предметы.
Так же на одной из страниц Лепбука пришиты карманчики, в которых находятся всякие приспособления для игры с пальчиками, в том числе и для игры с красками.
Игры с красками еще можно назвать нетрадиционными техниками рисования, потому что дети, выполняя задания, не всегда используют традиционные кисточки или карандаши, не всегда пользуются точными правилами рисования. Чаще всего эти техники позволяют некоторую свободу в выполнении, что привлекает ребятишек. Результат их деятельности всегда живописен, что создает позитивный эмоциональный настрой, создает «ситуацию успеха».
Расскажу о некоторых из них:
Техника «Пуантилизм»
Способствует улучшению и корректирует мозговую деятельность, способствует формированию правильного захвата, нажима, улучшению координации действий рук и глаз, улучшает психо - эмоциональный настрой. Чему способствует цветотерапия при выполнении задания с красками. Работа с цветом даёт хорошее настроение и хорошие эмоции. Все богатство палитры красок передается чистыми, несмешанными красками. Чтобы создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.
Техника «Ребром ладони»
2 в 1 - пальчиковая гимнастика и хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Т. о. развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышц рук. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Ребёнок получает новые ощущения при макании пальчика в краску, при рисовании ребром ладони по поверхностям для рисования. Он передает свои чувства и ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы.
Техника «Монотипия»
При выполнении заданий в этой технике развивается мелкая моторика, тактильное восприятие, пространственная ориентировка на листе бумаги, зрительное восприятие, глазомер, усидчивость, наблюдательность. Использование данной техники позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нанесение красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим накладыванием бумажного листа. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Еще один вариант: сложить лист плотной бумаги пополам. На одной половинке листа создать образ цветовым пятном, затем закрыть другой половинкой, прогладить и развернуть. Полученный отпечаток будет симметричным отображением. Его можно прорисовать, а можно оставить, как есть.
Техника «Рисование скотчем»
Идёт большая работа с цветом. Развивается мелкая моторика, тактильное восприятие. Можно использовать обычный хозяйственный скотч. Можно выполнять кусочками скотча рисунки-образы, сюжеты. Делать многослойные заливки и рисунки. После чего снимать кусочки скотча, получая живописные полотна. Можно получить большие или маленькие отпечатки, комкая скотч в шарики и обмакивая их в краску, оставляя отпечатки. Можно легко закрасить большие поверхности. Можно создавать трафареты.
«Березовая роща» - в технике «рисование скотчем»
Нам потребуется:
Полоски скотча длиной высоты листа формата А4, лист бумаги формата А4, жесткая картонная карточка (можно использовать старую пластиковую банковскую карту), акварельные краски, черная гуашь, мягкая кисть для рисования и жесткая клеевая кисточка.
Выполнение действий:
1 шаг
На закрепленный лист бумаги формата А4 наклеиваем вертикально произвольно полоски скотча. Это будущие «стволы берёз».
2 шаг
Выполняем фон: наносим мягкой кистью акварельными красками по горизонтали (сверху вниз) цвета: желтый, голубой, зеленый.
3 шаг
Аккуратно снимаем полоски скотча, стараясь не прорвать лист бумаги - получаются белые полосы на цветном фоне («стволы берез»).
4 шаг
Оформляем «стволы берез»: по краю картонной карточки (по ширине) с одной стороны наносим хаотично черную гуашь тонким слоем. Проводим карточкой по каждому белому «стволу» берёз, слева направо и справа налево, сдвигаясь сверху вниз. Картон оставляет на них следы черного цвета неравномерно.
5 шаг
Произвольно дорисовываем «ветки» к стволам берез кончиком кисти для рисования.
6 шаг
Завершающий - Рисуем листья.
Делаем комочек из снятого скотча, обмакиваем его в краску зеленого цвета, отличную от той, которую вы нанесли уже на фон. По «веткам» произвольно наносим отпечатки комочком скотча - получаются листочки.
«Березовая роща» - готова!