Select font Arial Times New Roman
Character spacing (kerning): Standard Medium Large
Занятие 4
Игры с изобразительными материалами
( красками, пластилином)
В данном занятии предлагаются игры с водой, красками и пластичными материалами, которые очень нравятся всем ребятишкам. Особенно полезны эти игры детям с ограниченными возможностями здоровья. Идеи игр автор почерпнул в книге Е. Янушко «Игры с аутичным ребенком» Москва 2004, Теревинф.
ЦВЕТНАЯ ВОДА:
Для игры потребуются акварельные краски; кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем ко¬личество стаканов может быть любым).
- Расставим ста¬каны в ряд на столе и наполним водой.
- Возьмем на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведем в одном из стаканов.
Ком¬ментируем свои действия, стараясь привлечь внимание ребенка, вносим элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!». Обычно ребенок внимательно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.
Если ребенок проявляет желание более активно участвовать в происходящем — «заказы¬вая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно (если по¬зволяет уровень развития бытовых навыков ребенка), можно вполне позволить действовать самостоятельно под контролем взрослого.
Можно приступать к расширению игры - организовать активное участие ребенка в ней и развитие бытовых навыков.
Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструк¬цию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими.
- Создаем новые цвета, смешивая краски:
Для игры потребуются 4 прозрачных емкостей, в которых разведены цветные краски, а так же одна пустая емкость, в которой будет смешиваться цветная вода.
Сливаем воду разных цветов в одну емкость по очереди. Наблюдаем, как происходит смешивание красок, обращаем внимание на цвет, который получается при смешивании. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красно¬го и синего —фиолетовый, их желтого и красного – оранжевый.
Смешиваем цвета на бумаге - рисование акварельными красками на мокром листе.
Дети с удовольствием выполняют это упражнение, которое дарит им яркие ощущения.
Для этого на стол или на пол надо подложить клеенку.
Намочить плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с во¬дой), и положить на клеенку, пригладив влажной губ¬кой.
Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Можно, как бы случайно, провести по бумаге кисточ¬кой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Можно отжать капельку краски на непросохшее пятно другого цвета и понаблюдать, как растекается краска, смешиваясь с той, что на бумаге.
Экспериментируйте вместе с ребенком!
Игры с пластичными материалами - (пластилином, тестом, глиной).
Для игр нам потребуются пластилин или соленое тесто, или глина – в зависимости от интересов и потребностей ребенка.
Если ребенок выбирает пластилин, то постарайтесь использовать экологически чистый неароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липну-щий к рукам. Например, «Мягкий пластилин. Кроха» фирмы «Луч».
Играя, обу¬чаем ребенка навыкам работы с пластичными материалами:
Применяем методы работы «рука в руке» и «совместное выполнение».
— «Зернышки для птичек» - Мнем и отщипываем.
Дать подержать в руках ребенку кусочек пласти¬лина (глины или соленого теста), по¬мять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких ку¬сочков. Эти действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук.
— «Цветы на картоне» - Надавливаем и размазываем.
На лист картона выкладываем шарик из пластичного материала.
На¬давливающим движением указательного пальца прижимаем кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в ре¬зультате должна получиться круглая лепешечка).
Выложить таким способом 5-6 шариков по очереди близко друг к другу, придавить указанным выше способом – получится цветок.
Стебли и листики можно сделать так.
Выкладываем кусочек пластилина на картон, давим пальцем на него, одновременно смещая палец в нужную сторону («едем»). Можно озвучивать действие – например - «вжик». Таким способом (размазывание) мы по¬лучаем пластилиновую линию.
— «Золотое яичко Курочки Рябы», «Ягодки», «Помидорки», «Огурчики» и др.- Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
Используем два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями ладоней и раскатывание колба¬сок движениями ладоней «вперед-назад»): если ребенок освоил эти навыки, то можно выкатывать формы на плоскости стола, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или боль¬шим и средним), если кусок пластилина маленький. Важно следить, чтобы при раскатывании шариков, ладони ребенка были расположены параллельно столу (одна внизу, а другая сверху). При раскатывании колбасок - руки ребенка должны двигаться тоже параллельно столу, только вперед- назад.
По¬началу действуйте руками ребенка – метод «рука в руке». Затем предложите малышу попробо¬вать делать это самостоятельно
- «Салат», «Готовим суп», «Бутерброд» - Режем на кусочки.
Этот игра - прием очень нравится детям.
Используем пластмассовые стеки, которые вкладываются в коробки с пластилином.
Выкатываем шарики или колбаски из пластичной массы.
Удерживаем левой рукой готовую форму.
В правой руке ребенок удерживает «стеку» более острой стороной вниз. Производит ею движение «вперед- назад» с одновременным надавливанием стекой на шарик или колбаску. Отрезанные кусочки складываем в чашку, тарелочку - посудку для игры с куклой.
Продолжая игру, можно помешать игрушечной ложкой и покормить куклу, зайку или другую игрушку.
С детьми, более старшими по возрасту или умелыми, можно провести игру-эксперимент с разными пластичными материалами и водой с целью сравнения по свойствам глину, пластилин, соленое тесто: вес, плотность, пластичность, восприимчивость к воде.
Заготовить емкость с водой; кусочки пластичных материалов глины, пластилина, соленого теста.
Помять в ладонях по очереди, сравнивая их пластичность, скатать шарики.
Опустить, также по очереди, в емкость с водой, понаблюдать и обсудить увиденный результат. Помочь ребенку сделать вывод о свойствах материалов, ответив на вопросы: « Какой из них остался без изменений? А почему тесто и глина изменились?».