View settings

Font size:
Site colours
Images

Settings

Советы логопеда

Как сделать, чтобы ребенок захотел говорить?

Правила организации эффективного общения

(П. Л. Жиянова, ведущий специалист Даунсайд Ап)

1. Речь развивается в диалоге – это обмен информацией, чувствами, желаниями в процессе совместной деятельности (игра, бытовая деятельность, прогулки и т.п.).

У неговорящих детей важен невербальный ответ - жест, мимика, взгляд, движение, картинка, действие (принёс игрушку), а мы его многократно озвучиваем, не требуя повторения.

Требование повторить слово или фразу, многочисленные вопросы, приказы – это НЕ диалог!

2. Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка - интересная для него игра.

Например, можно бросать мяч в мусорную корзину и кричать: «Бах!» – это даст гораздо больше шансов вызвать речевую реакцию ребенка, чем когда он по настойчивой просьбе взрослого сидит и сортирует предметы.

3. Оба участника диалога должны быть «настроены на одну волну».

Например, ребёнок принес маме мяч, чтобы поиграть, а мама в ответ спрашивает, не хочет ли он на горшок.

4. Взрослому необходимо уметь понимать и правильно интерпретировать любые сигналы ребёнка.

Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять.

Если доброжелательно и точно прокомментировать высказанную таким образом просьбу и правильно ответить ему, он снова и снова будет инициировать общение.

Взрослый: «Ты хочешь гулять? Сейчас соберемся, возьмем лопатку и пойдем!»

Дети могут инициировать этот простой диалог много раз, и взрослому надо откликаться снова и снова, пока малыш не усвоит этот вариант разговора о гулянии и лопатке.

Ребенок говорит, когда у него есть заинтересованность или потребность в общении.

Напомним известный анекдот про мальчика, который в 7 лет вдруг сказал, что каша недосолена, а раньше совсем не говорил, потому что всё было в порядке и потребности говорить не было.

Наличие отзывчивого собеседника и адекватной ситуации будет мотивировать малыша общаться,а значит, будет поддерживать в нем желание говорить.