Режим дня для ребенка

Поддержание режима дня важно для всех детей– необходимое условие развития. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение. Временной распорядок жизни каждого ребенка индивидуален и по-разному эмоционально наполнен.

Предлагаем следующие рекомендации по организации режима дня:
1. Эмоционально комментируем все, что происходит в течение дня.
Постоянно объясняйте ребенку, что происходит, «заражая» его при этом своим восприятием, – сейчас вы «окошко», через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного – самые простые, обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Оставайтесь естественны. При этом не забывайте: все, что для вас само собой разумеется, что для ребенка может быть трудно, непонятно. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни.
2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет, например, самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка. По возможности, наполните ее фотографиями вашего ребенка. На занятиях в нашем центре, например, активно используется визуальное расписание
3. Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие.
Для этого во время купания поиграйте с ребенком в «брызги» , подуйте мыльные пузыри, а укладывая ребенка спать, спойте ему песенку. Никто лучше близких не знает, что доставляет ему удовольствие.
4. Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т. п.

Если что-то пошло не так?
Решайте проблему заранее.Когда вы понимаете, что изменения неизбежны, расскажите о них своему ребенку. Объясните, что будет непривычным, как можно приспособиться к новым событиям и/или обстоятельствам, каким образом вы придете на помощь.Ответьте на все вопросы, постоянно упоминая, что всем и каждому приходится иметь дело с неожиданными переменами.
Используйте визуальное расписание. Опора на зрительный канал получения информации очень важна. Благодаря визуальному расписанию ваш ребенок не только заранее узнает, что пойдет по-новому, но и увидит, как именно новые мероприятия и процедуры впишутся в привычный ход дня: что будет до и после, когда нужно завершить каждый этап и что делать сразу после него.

Используйте фразы типа «Сначала... потом». Они помогут ребенку понять, что единственный новый элемент дня не означает полного хаоса: жизнь все равно носит предсказуемый характер. Говорите так: «Сначала мы подождем в очереди, а потом получим свой заказ».
Обещайте награду. Имеет смысл предложить ребенку приз за хорошее поведение на новом месте или в новой ситуации.Также не забывайте хвалить ребенка во время незапланированного досадного ожидания, срочного посещения аптеки или магазина. Сразу или по возвращению домой можно наградить малыша любимой игрой или лакомство.

Учитель-дефектолог Титова Л.В

Additional information