«Экономика жетонов» – полезный инструмент для родителей
Все родители хотят, чтобы наши дети вели себя хорошо. Часто дети ведут себя определенным образом (устраивают истерику), чтобы добиться определенных последствий (получить то, что они хотят).
Но как научить ребенка вести себя иначе? В первую очередь, необходимо объяснить, что невозможно получить желаемое с помощью истерики или скандала, а вот с помощью желательного поведения - да! Однако сложно вручать ребенку награду каждый раз, когда он хорошо себя ведет. Поэтому предлагаем сделать положительное подкрепление более структурированным и конкретным.
«Экономика жетонов» — это система коррекции поведения, которая состоит из трех ключевых компонентов:
а) конкретное определение целевого поведения или нескольких видов поведения, за которые ребенок будет получать жетон;
б) какие-то предметы в качестве жетонов или другая ощутимая система баллов за желательное поведение;
в) меню отсроченных поощрений, которые можно получить в обмен на определенное количество жетонов.
Экономика жетонов может выглядеть как таблица для наклеек, ряд из магнитов, таблица для отмечания «галочек» или рисования «смайликов», башенка из кубиков лего, баночка со стеклянными шариками так далее. Вам обязательно нужны какие-то ощутимые и наглядные жетоны, которые ваш ребенок сможет зарабатывать за желательное поведение.
Определите целевое поведение. Просто выберите три вида поведения, за которые ребенок сможет получить жетоны.
Главное, не употребляйте абстрактных и непонятных ребенку слов вроде «вести себя ответственно» или «проявлять уважение». Как ребенку понять, что имеется в виду? Будьте конкретны. Например, ты получаешь жетон, когда: 1) делаешь то, что сказали взрослые, без крика, 2) съедаешь 5 ложек или кусочков еды, которую приготовила мама, и 3) обуваешься, когда тебя попросят.
Не пытайтесь решить все проблемы сразу. Возможно, вы знаете больше 20 пунктов, над которыми нужно поработать вашему ребенку. Когда вы только начинаете, выберите самую простую цель. Если окажется, что заработать приз сложно, у ребенка не будет мотивации, особенно если у него и так проблемы с контролем над своим поведением.
Наконец, важно определить, что именно ребенок сможет получить с помощью жетонов. Лучше всего, если ребенок сам выбирает, что именно он сможет заработать, перед сбором жетонов или после того, как он получит последний жетон. Вы можете сделать красивое меню призов, которые можно получить за то или иное количество жетонов.
Каждый раз, когда ставите жетон, делайте из этого большое событие – хвалите ребенка, проявляйте радость и энтузиазм.
Или же просто скажите ребенку: соберешь все наклейки, получишь 5 галочек, соберешь стеклянные шарики и получишь приз. Можно выбрать один из следующих призов: любимое угощение, поход в библиотеку или новая игрушка из ларька на улице. Как только ребенок собрал все жетоны, обязательно предоставьте ему обещанную награду. Отнеситесь к награждению со всей серьезностью, как к важному достижению ребенка!
Подробнее о методе https://outfund.ru/ekonomika-zhetonov/
Учитель-дефектолог Титова Л.В.