Эмоции
Эмоции и чувства
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использоваться для развития эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
«Зеркало»
Предложите ребенку стать вашим зеркалом, то есть повторять все, что покажете вы. Эту игру можно провести непосредственно перед настоящим зеркалом. Поменяйтесь ролями.
Глядя в зеркало , можно увидеть:
- Радостного мальчика или радостную девочку. Брови приподняты, на лице улыбка.
- Удивлённого мальчика, или удивлённую девочку. Рот закрыт, брови и верхние веки приподняты.
- Печального мальчика или печальную девочку. Туловище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены
- Злой мальчик или злая девочка. Брови сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.
- Испугавшийся мальчик или испугавшаяся девочка. Брови приподняты вверх, глаза расширены, рот открыт.
Игра «Кого куда»
Представьте ребенку портреты детей с различными выражениями эмоциональных чуств, состояний. Необходимо выбрать ребенка:
- которого обидели в детском саду,
- который получил подарок,
- которого нужно пожалеть, успокоить и т.д..
Ребенок ( либо родитель) должен прокомментировать выбор.
Игра «Пиктограммы»
Предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Необходямо взять себе карточку, не показывая ее никому. После этого изобразить эмоции, нарисованные на карточках. «Зрители» должны угадать, какая эмоция демонстрируется.
«Музыка и эмоции»
Прослушав музыкальный отрывок, необходимо описать настроение музыки, какая она, изобразить эту эмоцию. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Этюды
Предложите ребенку разыграть сценки. Ниже описаны возможные примеры:
1.Новая кукла (этюд на выражение радости).
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
4.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
5.Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?
Учитель-дефектолог Кимаева Л.В.