Арт-терапия
Многие из нас слышали о таком методе в психологии, как арт-терапия. Главная цель арт-терапии - гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество. Внутренний мир каждого человека сложен и многообразен, не исключение и внутренний мир ребенка, в том числе с особенностями в развитии. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, не только, на мой взгляд, а в целом психологического сообщества, является арт-терапия.
На базе отделения реабилитации еженедельно проводятся комплексные арт-терапевтические занятия с привлечением всех специалистов отделения (воспитатели, младшие воспитатели, педагоги-психологи, учитель-логопед, дефектолог, соц.педагог, инструктор по труду). Это сказкотерапия (инсценировка сказок), песочная терапия (рисование песком), пластилинография (на свободную тему, а так же с заранее подготовленной тематикой), цветотерапия и рисование красками. Во время занятий за каждым ребенком закреплен взрослый, что в свою очередь повышает эффективность арт-терапевтического и образовательного процесса.
Помимо комплексных, проводятся индивидуальные занятия с детьми. Мне, как педагогу-психологу, занятия с элементами арт-терапии особенно важны для установления контакта с ребенком, стабилизации эмоционального фона, диагностики. О положительных результатах, которые можно достигнуть благодаря систематическим арт-терапевтическим занятиям, можно писать и говорить очень много, мне бы хотелось остановиться именно на тех результатах, которые дают толчок в развитии коммуникативных навыков и навыков социализации. По окончанию курса реабилитации у многих ребятишек наблюдается заметная положительная динамика. Практически все дети осваивают организационные, режимные моменты, научаются ждать своей очереди и работать с соблюдением установленных правил, инструкций и алгоритма. Во время групповых, подгрупповых занятий адекватно, без конфликтов взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Таким образом, арт-терапия облегчает процесс коммуникации, дает возможность установлению невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит, существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе. Поэтому, уважаемые родители, специалисты, играйте, рисуйте, занимайтесь арт-терапией с нашими любимы детками.