Когда ребёнку необходима помощь логопеда.

  • К 2,5 годам - явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить». Активный словарный запас составляет менее 20 слов и словоподражаний.
  • В 3 года - не может выполнить простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до нёба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. Не может воспроизвести простой ритм. Эхолалия.
  • В 3,5 лет - пропускает слоги в словах, переставляет их местами, «глотает» окончания, не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), говорит фразами из мультиков, не способен поделиться и рассказать о несложных событиях.
  • В 4 года - заменяет одни звуки на другие (вместо «л» произносит «в»), «р» произносит гортанно. Не может выучить короткое стихотворение.
  • В 4,5-5 лет - искажает, не произносит, заменяет звуки (за исключением соноров). При описании события или картинки не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами и предлогами.
  • После 5,5 - лет искажает, не произносит, заменяет звуки. Не различает звуки речи на слух и в собственном произношении. В речи сохраняются устойчивые аграмматизмы.
  • К 7 годам - не сформированы фонематический анализ и синтез (звуковой и слоговой анализ слов).
  • У ребенка любого возраста наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов, или постоянно приоткрыт рот.

Нормой речевого развития считается:
3 - 4 года - звуки [С] и [З] (и их мягкие пары).
4 - 5 лет - [Ш] и [Ж].
5 – 6,5 лет - [Р] и [Л] (и их мягкие пары).

Язык – это мышца.
Как и другие мышцы, он должен окрепнуть и
быть готов к произнесению сложных звуков.
Когда мышцы спины будут готовы – ребёнок сначала сядет, потом поползёт и пойдёт. Не раньше!

Но любым мышцам нужна тренировка.
Выполняйте регулярно зарядку не только для тела, но и для языка и губ.
Не торопитесь! Всему своё время.

Список пособий, которые вам в этом помогут:

  1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи.
  2. Воробьева Т.А.,Крупенчук О.И.Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей.
  3. Е. Краузе Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
  5. БардышеваТ.Ю., Моносова Е.Н. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика.
  6. КуликовскаяТ. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
  7. Нищева Н. Веселая артикуляционная гимнастика.
  8. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста.

Автор: Мешалкина Наталья Юрьевна

Additional information